Петр Веденисов. Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, 1910. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Веденисов. Коля и Таня Козаковы. Ялта, 1910. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Веденисов Вера Николаевна Веденисова и Коля Козаков. Ялта, 1910. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Веденисов. Андрей Александрович Козаков. Ялта, 1911-1912. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Веденисов. Вера Козакова в народном костюме. 1914. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Веденисов. Цветы в вазе. 1910-е. Цифровая печать. Оригинал: автохром. Музей «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
Костромская область, г. Кострома, пр. Мира, 5
Самара
Музей Модерна
Таллин
Центр русской культуры
Кострома
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Любитель, по Владимиру Далю, ‒ непрофессионал в каком-нибудь деле, занимающийся им «не по званию, а по призванию, любви, охоте, наклонности». Петр Иванович Веденисов
Помимо этого Веденисов занимается краеведением, читает лекции по истории Крыма, серьезно увлекается метеорологией, но самым большим его увлечением становится фотография. Он снимает членов своей семьи, своих друзей-музыкантов, повседневную жизнь и путешествия, застолья, домашних животных, интерьеры и пейзажи — Ялты и Симбирской губернии, где жили его родственники Козаковы. Все это не выходит за рамки добротной любительской фотографии и активно используется им при чтении лекций.
Но в 1903 году братья Люмьер запатентовали автохром — один из процессов цветной фотографии. Еще в конце XIX века Люмьеры разработали технологию трехцветной фотографии (используя фильтры). Но три последовательные съемки, каждая через свой фильтр, делали этот метод пригодным только для фотографирования неподвижных объектов. Позднее Люмьеры решают поместить все фильтры на одной пластине, что позволило производить и цветоделение при съемке, и синтез цветов при рассмотрении полученного изображения. Трехцветная сетка состояла из гранул картофельного крахмала, окрашенных в красный, желтый и синий цвета, при наложении второго слоя это давало оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. Если смотреть через стеклянную пластину на свет, через эмульсию можно увидеть только те гранулы, которые соответствовали цвету снимаемого объекта. В 1907 году люмьеровские стеклянные пластины начали производить промышленным способом (до шести тысяч в день), они разошлись по всему миру.
Не стал исключением и увлекающийся всеми техническими новинками Петр Веденисов, начавший с энтузиазмом осваивать изобретение Люмьеров. Большая часть его автохромов хранится в Алупкинском музее-заповеднике; в коллекцию Московского Дома фотографии попали около 150 цветных стеклянных пластин. Необходимо отметить, что каждое такое изображение существует в единственном экземпляре — это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска. Автохром не моментальный снимок, т.к. непрозрачность крахмальной сетки требовала очень длительной выдержки и модели были вынуждены замирать на достаточно долгое время. Автохромное изображение — в полной мере постановочная фотография, с тщательно выстроенной композицией и подобранными цветовыми сочетаниями. Автохромы П.И. Веденисова объединены персонажами — членами одной большой семьи — и сняты за очень небольшой промежуток времени — примерно с 1909 по 1914 гг. Среди изображенных — жена Веденисова Вера Николаевна, ее мать Елена Францевна Базилева, большое семейство Козаковых: Андрей Александрович, Софья Николаевна и пятеро их детей: Вера, Наташа, Коля, Лиза и Таня. Веденисовы и Козаковы организуют пикники, автомобильные и конные прогулки, маскарады и праздники. Во всех этих развлечениях присутствовало не только удовольствие, но и сильный образовательный, просветительский элемент: маскарадные наряды — это национальные костюмы народов, населяющих Российскую империю; среди украшений на рождественской елке — государственные флаги самых разных стран, и дети этого большого семейства с младенчества получали в игровой форме сведения об истории и географии России и всего мира. Вероятно, это последние счастливые моменты в жизни семьи, «тогда еще не воевали с Германией», все потрясения ХХ века — войны, революции — были впереди.