Анастасия Самойлова. Улица в Саут-Бич. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Строительная площадка в Саут-Бич – II. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Куриная голова, сантерийский обряд. 2019. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Дома у воды. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Аллигатор. 2017. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Фургон спасателей ламантинов. 2019. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Граффити. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
Анастасия Самойлова. Парикмахерская, Майями. 2018. Из проекта «Зона затопления» ©Анастасия Самойлова
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Анастасия Самойлова
Зона затопления
Куратор: Анна Зайцева
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Анастасии Самойловой «Зона затопления».
Анастасия Самойлова переехала в США в 2008 году. Закончив в Москве РГГУ, она поступила в магистратуру Университета Брэдли. Несколько лет жила в Иллинойсе и Массачусетсе, преподавала фотографию. Четыре года назад перебралась в Майами и полностью сфокусировалась на собственных художественных проектах.
Оказавшись в Майами, первое, на что Анастасия Самойлова обратила внимание, — это климат: тропическая жара, почти стопроцентная влажность, а также экстремальная сезонность, когда с июля по сентябрь идут ливни, дуют ветры, гремят грозы, бушуют ураганы. Исторически жители Флориды всегда селились на удалении от воды, зная о нестабильности океанских течений. В Майами, основанном в 1896 году, изначально проживало не более двух тысяч человек.
Сравнительно недавно, с появлением кондиционеров, город начал активно развиваться как курорт и туристический центр. В первую очередь это касается Майами-Бич — небольшого островного пригорода, отделенного от побережья рукотворным каналом. Туристический бум привел к строительному буму. Сейчас это один из самых известных в США курортов с престижным и дорогим жильем. Из-за глобального потепления уровень мирового океана постоянно повышается, прибрежные районы Майами регулярно затапливает, однако власти региона, экономика которого основана на туризме и девелопменте, продолжают создавать имидж туристического рая с прекрасными пляжами, пейзажами и отелями — несмотря на то, что со временем этот район рискует полностью оказаться под водой.
Анастасия Самойлова начала фотографировать город и окрестности. «Зона затопления» — визуальное исследование удивительных парадоксов, противоречий и контрастов, которыми изобилует Южная Флорида. На снимках Анастасии Самойловой Майами похож на студийные декорации: выгоревшие на солнце рекламные баннеры, зазывающие в город мечты, небоскребы и лачуги с изъеденными плесенью фасадами, буйная, сочная растительность, буквально вгрызающаяся в город корнями, яркие контрастные краски земли и домов и вода, вода, вода… «Хотя мы окружены океаном, но океана на фотографиях почти нет. Вода на этих снимках приходит на улицы и течет по ним, словно по жилам города. Она проникает в стены, проникает во все поверхности», — рассказывает автор.
«Вы не найдете здесь фотографий катастроф, — пишет теоретик фотографии Дэвид Кампани в предисловии к книге „Зона затопления“. — Анастасию Самойлову интересует нечто другое — едва уловимые знаки, предвещающие судьбу каждого из проживающих вдоль береговой линии. Каково это — постоянно находиться на острие климатического ножа? Как это отражается на психологическом состоянии?»
Проект «Зона затопления» заставляет трезво взглянуть на вещи и задуматься об ответственности. В данном случае — об ответственности политиков и девелоперов за жизнерадостные призывы поселиться в «раю», беззащитном перед природной стихией. Речь идет об ответственности человечества перед следующими поколениями, которые могут не увидеть городов, ушедших под воду, животных и растений, исчезнувших с лица земли из-за глобального потепления и изменения климата и т. д.
________________
Анастасия Самойлова (родилась в 1984 году в Москве; живет в Майами) работает в области документальной и студийной фотографии.
Проект «Зона затопления» был реализован при поддержке агентства South Arts Fellowship и Фонда документальной фотографии Майкла П. Смита. В сентябре 2019 года издательством Steidl была выпущена одноименная книга, включающая более восьмидесяти фотографий. В январе 2020 года Анастасия Самойлова представила серию «Зона затопления» в рамках персональной выставки в Музее современного искусства Университета Южной Флориды (Тампа).
Выставки Анастасии Самойловой были показаны в Музее современной фотографии в Чикаго, Университете Пердью, Милуокском Институте искусства и дизайна, Гриффиновском музее фотографии, в Julie Saul Gallery, Foley Gallery и фонде Aperture в Нью-Йорке, а также на многочисленных фестивалях в Бразилии, Бельгии, Франции, Израиле, Нидерландах, Китае и Южной Корее.
Публикации о Самойловой выходили в таких изданиях, как The New Yorker, Smithsonian Magazine, FOAM, Wired, Art Press, Monocle, The Wall Street Journal и Bloomberg Businessweek. В качестве приглашенного художника она читала лекции в Музее Джорджа Истмана, на ярмарке ParisPhoto, в Школе изобразительных искусств в Нью-Йорке и др. Также Анастасия Самойлова приняла участие в нескольких художественных резиденциях, включая Latitude Chicago и ArtCenter/South Florida.
Ее работы находятся в коллекциях Музея искусств Перес (Майами), Музея современной фотографии (Чикаго), ArtSlant (Париж) и библиотечных фондах Стэнфордского университета, Йельского университета, Музея современного искусства (Нью-Йорк).