Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Застолье в фотографиях авторов дореволюционной России

Застолье в фотографиях авторов дореволюционной России

Фотограф издательства «Свет»
Лев Толстой принимает в столовой гостей. Спиной к зрителю сидит Сергей Прокудин-Горский – известный русский фотограф
1910
Собрание МАММ В. Касьянов
Сотрудники Русского кинотоварищества на пикнике
1914
Собрание МАММ Неизвестный автор
Казаки в Манчжурии
1904
Собрание МАММ Неизвестный автор
Снимок на память
1910-е
Собрание МАММ

Фотограф издательства «Свет» Лев Толстой принимает в столовой гостей. Спиной к зрителю сидит Сергей Прокудин-Горский – известный русский фотограф 1910 Собрание МАММ

В. Касьянов Сотрудники Русского кинотоварищества на пикнике 1914 Собрание МАММ

Неизвестный автор Казаки в Манчжурии 1904 Собрание МАММ

Неизвестный автор Снимок на память 1910-е Собрание МАММ

Самара, 1.12.2023—28.01.2024

выставка завершилась

Самарский епархиальный церковно-исторический музей

ул. Радонежская, 2

Поделиться с друзьями

О выставке

Чехов однажды в кругу друзей сказал с ироничной улыбкой, что человеку после шестидесяти лечиться просто безнравственно. Странно прозвучало, но ведь действительно к каждой фазе человеческого возраста приложена какая-то своя аура чувств, поступков, знаковых национальных традиций. А вот Застолью, как сказал бы поэт, все возрасты покорны. До утра стаканно горланит и отгрохивает каблуками с солдатской неутомимостью разгоряченная компания — человек родился! Сопливая малышня, играя во взрослых, важно чокается и распивает фруктовую воду. Проходит жизнь… И вот за поминальным столом чинно и скорбно сидят родные, близкие.

А все это Его величество — Застолье. Вечное, такое одинаковое, и такое разное.

Изобретенная в ХIХ веке фотография сразу же «прилакомилась» к застольным сюжетам. Так хотели и сами персонажи — запечатлеть себя именно в кругу сердечных друзей, сослуживцев, однополчан, коллег. А так как первые камеры были громоздки и не транспортабельны, то эхо застолий как бы театрально переносилось в фотоателье: расставлялись бутафорские бутылки, «лесные пни», цветочные «веники» и даже одежды… изображались фальшивые улыбки, платонические поцелуи.

Застолье всегда остается одной из востребованных тем как фотографов-профессионалов, так и фотолюбителей. Люди за столом — это целая философия, стилистика, или, как принято сейчас говорить, менталитет. Для заСТОЛий совсем необязателен был СТОЛ. Праздник жизни выплескивался на дворовые беседки, лесные поляны, берега рек — куда угодно.

Но вот что важно и безумно ценно — не только запечатленные лица участников застолий, но и второстепенный антураж, часто предшествующий самому акту: наряды по моде, посуда, интерьер или инструменты музыкального сопровождения... Это все дорогие для нас знаки, приметы, штрихи давно канувшей в Лету, или наоборот, сегодняшней жизни.

По ту сторону мига застолья внимательному глазу таинственно приоткроется вечность бытия другой жизни. Пусть она хрупка и мимолетна, но это все равно Вечность. Не важно за бутылкой или за самоваром снимались наши предки, но оставляя свои «тени на бумаге», они как бы оставляли частицу собственного «Я». Вот почему многие так трепетно относятся к семейным альбомам, показывая их всяк приходящему.

Снимки «застолья», как одно из важнейших проявлений бытия, всегда интересны современнику. Жизнь стала еще более многоликой и многослойной. Мы смотрим на себя как бы через зеркало застолий — порой радуясь и печалясь, словно не чужой «дядя» сидит там с поднятым бокалом, а ты - сам, будь то зал дворца или обычная домашняя обстановка. Собраться вместе, сомкнуть бокалы, полакомиться едой, заглянуть друг другу в глаза, послушать и самому рассказать (ведь за столом каждый становится философом, а выпивка всех делает равными) — что может быть лучше!

Один профессор, учивший студентов Литературного института, на вопрос: «А что будет, когда труд людей (включая и интеллектуальный) заменят умные машины? Чем станут заниматься люди?», ответил, не задумываясь: «Будут общаться! Собираться вместе за большим столом и лакомиться общением».

…Эта выставка есть тоже своеобразное великое застолье. Но свершилось оно благодаря Человеку с фотоаппаратом. И потому первый тост в честь него.

Владимир Христофоров, писатель

При поддержке

Норникель