Юрий Еремин. В ручейке. 1920. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Женский портрет (Secession). 1914. Бромойль. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Барки с арбузами на Кутуме. 1929. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Весна. Начало 1920-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Люффа. Конец 1920-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Ветер в Венеции. 1910. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Суда. Севастополь. 1930. Бромойль. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Гурзуф. Авинда. 1925. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Храм Христа Спасителя. Вид от Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, конец 1920-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
Юрий Еремин. Померанцевский светильник. Москва, [1929]. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция Алекса Лахмана
выставка завершилась
В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии», над которыми музей работает с 1997 года, МАММ представляет ретроспективу одного из блистательных фотографов-пикториалистов — Юрия Еремина. Русская школа пикториальной фотографии занимала особое место в истории мирового фотоискусства, творчество пикториалистов прекрасно вписывалось в мировой художественный контекст — Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола представляли Россию на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии, откуда зачастую увозили самые престижные награды.
Возникший в мировой фотографии в конце XIX века, к середине 20-х годов ХХ века — пикториализм, практически полностью исчерпал свой эстетический потенциал. Послевоенная Европа обратилась к другим жанрам и художественным направлениям, однако в СССР в эти годы он обрел второе дыхание. Пикториалисты стремились приблизить фотографию к живописному произведению, используя в основном мягкорисующие объективы и специальную, очень сложную, технику печати. Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке. В новом советском государстве фотографы-пикториалисты, не спешили приветствовать новые лозунги и восторгаться революционными свершениями. Круг их тем в основном ограничивался пейзажем, обнаженной натурой, жанровыми сценками. Советская критика, как и зарубежная пресса, видела в них, прежде всего, эстетическую оппозицию воинствующей советской идеологии.
Юрий Еремин родился в 1881 году. Он много путешествовал по Европе, изучая творчество великих итальянских и французских живописцев, что оказало огромное влияние на его мировоззрение и эстетические принципы. Кроме того, Еремин постоянно занимался самообразованием: в Париже посещал классы рисунка Академии Родольфо Жюлиана, курсы философии в Сорбонне, занимался фотографией — один из первых же пейзажей в пикториальной манере, принес ему золотую медаль международной фотографической выставки в Ницце.
После войны в 1918 году в Москве, Еремин основал фотографическое объединение «Сецессион» / «Secession», просуществовавшее до 1922 года, поступил во ВХУТЕМАС, занялся фотографированием и зарисовкой исторических и культурных памятников России, начал сотрудничать с Агентством Пресс-Клише (предшественником Фотохроники ТАСС), а также с Экспортиздатом; стал членом редколлегии журнала «Фотограф», заведующим фотолабораторией МУРа; занялся преподаванием во ВХУТЕИНЕ, Полиграфическом институте, МАРХИ и др.
В конце 20-х — Еремин активно выставлялся (в одном только 1928 году он принял участие в семи международных выставках в Европе и США) и не менее активно отстаивал идеи пикториализма в публичных дискуссиях о фотографии, носивших в это время в основном эстетический характер. Александр Родченко, возглавлявший плеяду молодых модернистов и конструктивистов, в 1928 году писал в журнале «Новый ЛЕФ»: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“»... Интересно, что в конце 30-х, Родченко, долгое время боровшийся с эстетикой пикториализма, устав от непрерывных революционных преобразований, вдохновлявших ранний период его творчества, создал великолепные серии о балете, театре и цирке, выполненные в пикториальной манере.
В середине 30-х годов эстетика сменилась идеологией. На смену фотографическим дискуссиям о преимуществах различных способов фотопечати или возможности применения разной оптики, пришли рассуждения о «политической близорукости», начался поиск врагов нового мироустройства. Единственно приемлемым методом отображения действительности был провозглашен соцреализм.
Некоторое время фотографы-пикториалисты продолжали работать и принимать участие в крупных выставках, как например «Мастера советской фотографии» (1935), но в прессе преобладали крайне негативные оценки. Журнал «Советское фото» просто обвинял их в «любовании остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», «изображении никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни», «не нужной рабочему классу обнаженной натуры».
В 1936 году во время дискуссии «О формализме и натурализме в искусстве» пикториальную фотографию заклеймили как «буржуазную» и «несвоевременную» «тургеневщину», «мешающую своим упадническим настроением» рабочему классу создавать новое искусство.
Юрий Еремин был одним из немногих, кто до последнего оставался верен стилистике пикториализма, продолжая отстаивать не только себя, свои эстетические взгляды, свою картину мира, но и творчество модернистов, вступая, насколько это было возможно, в полемику с соцреалистами.
После того, как эстетика соцреализма трансформировалась в придаток идеологической машины, возможность для дискуссий попросту исчезла, моральная травля деятелей искусств перешла в физические репрессии. Под абсурдным предлогом «распространение порнографии» Александра Гринберга отправили в сталинские лагеря, а Василия Улитина — выслали из столицы. Практически все фотографы-пикториалисты лишились права заниматься профессиональной деятельностью.
Николай Петров возглавил кабинет судебной экспертизы; Леонид Шокин стал фотокорреспондентом газеты, а Николай Свищов-Паола устроился на работу в Дом пионеров. Юрий Еремин, закрывшись в ванной комнате коммунальной квартиры, продолжал тайно делать пикториальные отпечатки в миниатюрном формате, для него это было способом бегства от социалистической реальности, попыткой «тихого сопротивления» новым законам в искусстве. Каждый из напечатанных Ереминым снимков мог стать уликой, достаточной для репрессий.
Во время Второй мировой войны Юрий Еремин тесно сотрудничал с Главным управлением по охране памятников. В декабре 1944 года он продал ГУОПу более 2500 негативов. В 1947 году Еремин стал фотокорреспондентом ТАСС — официального новостного агентства СССР. В 1948 году Юрий Еремин скоропостижно скончался от сердечного приступа.