Стэнли Грин. Мередит наносят макияж. Франция, Париж, 1988. Stanley Greene / NOOR
Стэнли Грин. Джелло Биафра солист группы «The Dead Kennedys» исполняет песню «California Über Alles», клуб «Mabuhay Gardens», Норт-Бич, Сан-Франциско, 1978. Stanley Greene / NOOR
Стэнли Грин. Фото для обложки альбома. «Undercover» группы «The Sheets», Сан-Франциско, 1983. Stanley Greene / NOOR
Стэнли Грин. Джинджер Койот, редактор и издатель журнала «Punk Globe» в клубе «On Broadway», Сан-Франциско, 1984. Stanley Greene / NOOR
Стэнли Грин. Район Норт-Бич, Сан-Франциско, 1980. Stanley Greene / NOOR
выставка завершилась
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
ЯРОСТНАЯ КРАСОТА:
ВРЕМЯ И ЖИЗНЬ СТЭНЛИ ГРИНА
Куратор: Анна Шпакова
В рамках XI московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Стэнли Грина — одного из самых ярких и известных документалистов современности, многократного лауреата премии World Press Photo, премии Юджина Смита за гуманизм в фотографии, почти 30 лет освещавшего важнейшие мировые конфликты, кризисы и культурные явления. На выставке в МАММ представлены две ранние серии (1975–1990) — о становлении панк-движения в Сан-Франциско и фотографии моды парижского периода конца 1980-х.
Стэнли Грин (1949–2017) родился в Нью-Йорке в семье театрального режиссера и актрисы. Его отец был ключевой фигурой движения Гарлемский ренессанс, созданного группой писателей, художников, музыкантов и актеров, которые продвигали черную культуру в эпоху нью-йоркского джаза.
Грин увлекся фотографией в 11 лет, когда ему подарили первую камеру. В 1971 году он встретил Юджина Смита. Знакомство с легендарным фотографом изменило его жизнь — Смит предоставил ему место в своей студии и посоветовал поступить в нью-йоркскую Школу визуальных искусств, чтобы Грин овладел техническими основами фотографии.
В середине 1970-х, будучи членом «Черных пантер» и студентом Института искусств Сан-Франциско, Грин оказался в эпицентре формирования новых культурных явлений — вместе с ним учились прогрессивные художники, музыканты и активисты. Именно тогда он открыл для себя в полной мере визуальный язык фотографии. В его объектив попали важнейшие моменты истории современной музыки — зарождение новой волны и панк-движения. «Меня окружали рок-группы — панки и художники. Фактически, они были моими соседями по комнате, поэтому иногда я их снимал. Внезапно все захотели фотографии. Мне звонили и говорили: „Стэнли, я знаю, что у тебя есть снимки, журнал хочет написать о нас...“ А по ночам я путешествовал по клубам, проникая в сердце музыкального андеграунда, снимая панк-культуру на Лейку. Неслыханно! Богохульство!», — вспоминал фотограф.
Ранние снимки уже демонстрируют стиль и подход, которые станут авторским почерком Стэнли Грина. Предельная вовлеченность автора в ситуацию съемки делает эти снимки не просто документом, но и отражением четко артикулированной позиции художника. «[Музыканты] позволяли мне снимать их со своими подругами, во время сна, стычек, секса... Это было лучшее, самое бурное и, вместе с тем, самое спокойное время в моей жизни. Каким бы безумным оно ни было, все было просто, потому что сохранялось равновесие», — рассказывал Грин.
В 1986 году, после десяти лет съемок арт-сцены Сан-Франциско, Стэнли Грин переехал в Париж, город «вечного праздника», где присоединился к группе фотографов, называющих себя «поэтами фотографии». Фотограф создал свой образ ночной жизни Парижа, наполненный реминисценциями Брассая и Эда ван дер Элскена. "Я жил на хлебе, вине и сыре и фотографировал все, что двигалось«,— писал сам Грин об этом периоде. Парижские снимки фотографа рассказывают о потоке переживаемых им событий и передают эмоциональное ощущение атмосферы происходящего зрителю.
Под влиянием фильмов Брайана де Пальмы, Фрэнсиса Форда Копполы, Дэвида Линча и «Фотоувеличения» Антониони Стэнли Грин увлекся идеей стать фотографом моды и в конце 1980-х начал сотрудничать с глянцевыми журналами. Это сотрудничество было крайне плодотворным, но очень кратким. В 1989 году Стэнли Грин едет в Берлин и становится свидетелем падения Берлинской стены. Это событие стало очередным поворотным пунктом его карьеры. Его фотография «Kisses to All», на которой запечатлена девушка в балетной пачке, стоящая на стене и открывающая бутылку шампанского, обошла страницы ведущих журналов и моментально прославила автора. «Я стоял в толпе людей, кричащих, что они хотят быть частью свободного мира, и обнаружил, что фотокамера — это мощный инструмент». С этого момента Стэнли Грин посвящает себя фотодокументалистике. В 1991 году он стал членом легендарного парижского фотоагентства «Vu». Начиная с 1993 года работал для изданий «Liberation», «Paris Match», «Time», «The New York Times Magazine», «Newsweek», «Le Nouvel Observateur» и других. В октябре 1993 года Грин оказался единственным иностранным журналистом, работавшим в Белом доме в Москве во время путча. Две его работы из этой серии получили престижные международные награды World Press Photo.
В начале 1990-х Стэнли по заданию французского издания «Globe Hebdo» работал в Судане, где тогда бушевали война и голод. В 1994-м во время эпидемии холеры в Руанде и Заире Грин снимал работу гуманитарной организации «Врачи без границ», оказывавшей помощь местным жителям. Грин освещал вооруженные конфликты и их последствия в Ираке, Судане, Дарфуре, Афганистане, Кашмире, Ливане и Чечне, где он работал с 1994 по 2003 год. Результатом почти тридцатилетней работы фотожурналиста стали книги: «В горах, где живут орлы» (Actes Sud, 1995), «Открытая рана» (Trolley, 2003), «Линии мелом: Кавказ» (Edition Intervalles, 2007), «Черный паспорт» (Schilt, 2010), «Западный фронт» (Andre Frere Edition, 2013).
14 февраля этого года Стэнли Грину исполнилось бы 70 лет.
Выставка оказалась возможной благодаря любезному содействию агентства NOOR.