Владимир Яковлев. Цветок-глаз. 1983. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Автопортрет. 1992. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Курица. 1977. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Петух. 1992. Холст, темпера. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Кошка с птицей в зубах. 1980-е. Холст, масло. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Два белых цветка. 1973. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Владимир Яковлев. Летящая рыба. 1971. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева
Виды экспозиции
Виды экспозиции
Виды экспозиции
Виды экспозиции
Виды экспозиции
выставка завершилась
МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье...», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.
Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х — 1990-х годов, а также фотографии и архивные документы из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев (1934–1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники советского неофициального искусства — Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи. Название выставки — «Бывает сон как зренье...» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).
Яковлев происходил из семьи «возвращенцев» с Запада. Его дед Михаил Николаевич — замечательный художник-импрессионист, представленный в коллекции Третьяковской галереи, большую часть жизни провел в Западной Европе, и на выставке в МАММ будет представлено несколько его избранных работ. В 1930-е годы Михаил Яковлев «по идеологическим соображениям» вернулся в СССР с женой бельгийкой и сыном Игорем (отцом Владимира Яковлева) — молодым инженером, выпускником брюссельского университета.
Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.
Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов — после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо — и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи — в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графические работы Пикассо из собрания парижского музея с тем же мотивом — в частности, «Кошку, пожирающую петуха» (1953).
Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. «Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае — история искусства) лишь повод для нового высказывания», — пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <...> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений».
Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже. Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии — из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. «... Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, „внутреннее“ видение, компенсировавшее физический недостаток», — вспоминает Янкилевский.
После смерти матери в 1984 году Владимир Яковлев попадает в психиатрический интернат № 30 и, с небольшими перерывами, проводит там четырнадцать лет — до своей смерти, наступившей в 1998 году.
Поэту Геннадию Айги принадлежит очень точное определение личности Яковлева — «высокотрагедийная личность уровня Ван Гога». В своих воспоминаниях Айги также сохранил для нас и слова самого Владимира Яковлева об искусстве и смерти: «Он говорил, что искусство — средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально. Разговор этот меня по своей экзистенциально-трагически-мучительной глубине буквально потряс. Я запомнил только одну фразу: „Искусство — это стаканом по голове“».
Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку «Бывает сон как зренье...» вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.
К выставке приурочено издание альбома «Бывает сон как зренье ...», 160 страниц, М.: Сканрус, 2014, составитель — Александр Кроник.
15 марта 1934, Балахна Нижегородской области — 12 октября 1998, Москва.
Дед Владимира Михаил Николаевич Яковлев, член Союза русских художников, вместе с Константином Коровиным расписывавший Большой театр, жил после революции в Германии, Франции и Бельгии.
Бабушка, Феодосия (Франсуаза) Францевна Яковлева — бельгийка.
Отец Владимира, Игорь Михайлович Яковлев, с 11 лет жил в Бельгии и получил образование в Брюссельском университете. В 1930 е годы по идейным соображения семья вернулась в СССР. Приехав и осознав масштаб происходивших репрессий, семья поселилась и прожила несколько лет в тихом провинциальном волжском городе Балахне, где в 1934 году и родился Володя Яковлев.
Его мать, Вера Александровна Тейтельбаум, происходила из днепропетровской купеческой семьи, разорившейся после революции. Вскоре после рождения Владимира они переехали в Москву.
Из-за войны и эвакуации Володя начал учиться в школе только в 11 лет, в 1945. Он окончил шесть классов средней школы. С 1949 по 1954 работал ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство». Из-за проблем со зрением был освобожден от службы в армии. В военном билете Яковлева указана его «основная гражданская специальность» — фотограф.
Яковлев начинает заниматься живописью в конце 1950-х годов, после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства (в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1957).
Яковлев практически сразу был признан «равным среди равных» в элитном кругу московских художников-нонконформистов и авангардных поэтов и с начала 1960 х участвовал во всех их значительных выставках.
В 1970-е годы произведения Яковлева экспонируются на многочисленных зарубежных выставках, включая выставки в Музее изящных искусств Лугано (1970), Galerie Gmurzynska-Bargera (Кельн, 1970), Тель-Авивский музей изобразительных искусств (1972), Museum am Ostwall (Дортмунд, 1973), Palais de Congres (Париж, 1976), Институт современного искусства (Лондон, 1977).
В 1976 году проходит первая персональная выставка Яковлева за рубежом — в Bergen Museum (Копенгаген).
В 1977 году на Малой Грузинской улице, 28, в Московском горкоме художников-графиков открывается первая персональная выставка Яковлева в Москве («В.И. Яковлев. Живопись. Графика»).
С середины 1970-х зрение художника ослабевает настолько, что он может видеть все предметы только с очень близкого расстояния. Перед первой операцией в Центре микрохирургии глаза С.Н. Фёдорова в 1992 у Яковлева оставалось лишь 5 процентов зрения.
В 1994 там же была сделана операция на втором глазу, которая вернула художнику около 30 процентов зрения.
Долгие годы провел в больнице для душевнобольных, умер в Москве в интернате № 30 в 1998 году.