Гёксин СИПАХИОГЛУ, основатель агентства Сипа Пресс, уже более полувека занимает ведущее место в фото-журнализме, который ему обязан своими лучшими страницами.
От Синайской войны до Кубинского кризиса через крайне закрытый мир Албании Энвера Хокса, от Китая Мао до независимости Джибути, от советской интервенции в Праге и ухода Дубчека до парижских событий Мая
68-го года и трагических олимпийских игр в Мюнхене, все это охватил своим объективом Сипахиоглу во время своей карьеры фотожурналиста и мало что оставил в стороне.
Сипахиоглу родился 28 декабря 1926 года в Измире, в Турции, и учился в престижном французском лицее Сен-Жозеф в Стамбуле, где создал баскетбольный клуб, «Кадикёй Спор», из которого позднее вышел знаменитый клуб «Эфес»; потом учился на факультете журнализма Стамбульского университета. В 1952 он начал работать как спортивный журналист в вечерней ежедневной газете «Istanbul Express» и вскоре стал ее главным редактором. Создал газету «Yeni Gazete».
В 1957 году он перевернул привычную концепцию турецкой прессы, отдав фотографии главное место на первой и на последней странице. Будучи несогласным с новой издательской политикой, он уволился из газеты и представил свою кандидатуру на выборах в парламент в 1957 году. Это был его первый и последний опыт политической жизни. Став генеральным директором газеты «Ватан» в 1960 году, он умудрился ускорить типографский процесс и стал опережать своих конкурентов на 12 часов. «Ватан» становится второй ведущей ежедневной газетой страны. После смены владельца в 1961 году он ушел из газеты и посвятил себя фоторепортажу.
Сипахиоглу, один из первых больших фоторепортеров Турции, объездил весь земной шар. Начал он в 1956 году с войны на Синае.
В 1962 году переодетый моряком он проник на Кубу на борту турецкого судна, перевозившего зерно из России. Он оказался единственным западным журналистом, за которым кубинская полиция не установила слежку и которого не арестовала в Гаване во время Карибского кризиса. Его репортаж разошелся через агентства и был помещен на первых страницах 40 американских газет.
С 1966 года он корреспондент во Франции турецкой ведущей ежедневной газеты Hurriyet и распространяет свои репортажи через различные агентства, как-то Далмас, Репортер Ассосие, Визо, Гамма и Блак Стар в Нью-Йорке.
В 1969 году со своей подругой Филлис Спрингер, американской журналисткой, которая станет его женой, он основывает агентство, которому дает свое имя. Там он и директор и главный редактор и может гордится длинным списком сенсационных фотографий. Его агентство Сипа Пресс пользуется внушительной сетью корреспондентов, работающих по всему миру. Он сделал из него школу, из которой вышли многие фотографы с мировой славой, начальники и директора агентств в области как письменной прессы так и радио и телевидения.
В 1994 году французское правительство посвящает его в Кавалеры Ордена Искусств и Литературы.
В ноябре 1998 года он выставляет в Париже в рамках «Месяца фотографии» свои фотографии, посвященные парижским события мая 68 года,.
В сентябре 1999 года Международный фестиваль фотожурнализма «Виза Изображению» в Перпиньяне посвятил ему ретроспективную выставку, которая затем была показа в Стамбуле, Тиране, Лилле, Анжере и в Монтрей в рамках «Международного дня против расизма» в марте 2000 года.
7 апреля 2000 года он был награжден Президентом Республики Турции Медалью за Заслуги.
Отказавшись в 1998 году продать Сипа Пресс Биллу Гейтсу, Сипахиоглу его продал в 2001 году группе Сюд Коммуникацион, принадлежавшей Пьеру Фабру.
В конце 2003 года он покинул Сипа Пресс, которое и поныне остается самым крупным агентством фотографической прессы во Франции.
В сентябре 2004 года министр культуры г. Рено Доннедье де Вабр возводит его в офицеры Ордена Искусств и Литературы.
В апреле 2006 года Президент Франции Жак Ширак посвящает его в Кавалеры Ордена Почетного Легиона.
В сентябре 2006 года в музее Истанбул Модерн в Турции прошла большая ретроспектива его фотографий.
В сентябре 2007 года в Китае на Международном Фестивале Фотографии Пинг Йао прошла выставка фотографий, которые он снимал в Китае за 40 лет до этого.
Во время своего пребывания в 2007 году в Китае по случаю этого фестиваля он снял репортаж из 3000 фотографий о современном Пекине.
В ноябре 2007 года его фотографии о «Детях солдатах» были выставлены в Камбодже во время Ангкорского фестиваля фотографии.
В апреле 2008 года его фотографии о событиях мая 68 года в Париже будут выставлены в Москве.
Затем эта выставка поедет в мае в Барселону, а в сентябре в Перпиньян на ежегодный фестиваль фотожурнализма «Виза Изображению».
В ноябре 2008 года ретроспектива его творчества пройдет в Париже в Европейском Доме Фотографии.
Взгляд на баррикады
Когда разразились события мая 68 года, Гёксин Сипахиоглу только год как находился в Париже в качестве корреспондента нескольких крупных турецких газет. Он также работал фотографом в агентстве ВИЗО (предок Гамма и, разумеется, СИПА ПРЕСС), где также работал Жиль Карон, которому предстояло погибнуть в Камбодже в расцвете сил и открыть длинный список фотожурналистов, погибших на поле брани или под пулями фанатиков.
Главное достоинство Гёксина — его умный и живой взгляд, дающий пищу воображению, умеющему предвкушать и предвидеть.
Он очень быстро пошел вверх. Некоторые его фотографии к тому времени уже обошли земной шар...
Мая 68 станет для него своего рода вступительным экзаменом. Примут его или нет в сообщество великих фотографов? В тот месяц все лучшие фотографы мира бродят в районе Сен-Мишель, Бастилии и Елисейских полей. Суровая конкуренция. Великий турок дает им всем понять, что им придется с ним считаться. Газеты одна за другой на своих первых страницах и разворотах помещают его фотографии.
Для меня самой выразительной фотографией этой «Весны бешеных» является та, на которой спецназовец в пилотке и плаще проходит с выражением презрения и еще пока сдерживаемой силы на лице, мимо толпы размахивающей руками и орущей «C. R. S. -S. S!» (Республиканские силы безопасности — эсэсовцы). Девиз дня! А над головами, ровно посередине между экзальтированными гражданами и силами порядка, хранящими молчание полное угроз, можно прочитать «Порок и добродетель», афиша с названием фильма Вадима на фасаде кинотеатра на заднем плане этой сцены.
На другой фотографии мы видим как ночью на разгромленных улицах Парижа перевозбужденные студенты размахивают еще одним панно, сорванным с кинотеатра. На нем можно прочитать «Полиция над городом». У Гёксина взгляд охотника, с упрямым терпением поджидающего жертву. Он умеет ждать на нужном месте сцену, которую он предчувствовал. За долгие выжидания в укромных местах он получил немало ударов дубинками от спецназовцев, которых раздражало его невыносимое вездесущие.
«Весна бешеных» позволила ему действительно проявить себя во Франции. В нем тоже было много еще неиспользованной злости и непроявленного таланта. Май 68 дал ему этот шанс. «Это только начало, мы продолжим борьбу», орали студенты общества достатка, которые в порыве романтизма, унаследованного из прошлого, размечтались о «великом вечере». Для Гёксина это тоже было только начало. Он будет неутомимо продолжать борьбу. Сегодня созданное им агентство СИПА ПРЕСС известно во всем мире. Молодежь приходит к нему, чтобы поучиться секретам ремесла, и сегодня имена многих из его учеников широко известны.
Сорок лет прошло с этого «Времени цветения вишен» [известная песня о коммунарах — пер.], чем-то похожего на время Коммуны, но так как нищета была побеждена, на сей раз сытых детей счастливой Франции, в которой тогда практически ничего не знали о безработице уже, слава Богу, не расстреливали. В крайнем случае их только проучивали, помахивая дубинкой, с той учтивостью, которую заслуживают бунтари воспитанного и богатого общества, эти анфан террибли, требовавшие главным образом «Сексуальной свободы», «Права на Лень» и своим громким бунтом показывающие кукиш морали, в этом тоже, как и с баррикадами, опоздавшие на век. Фотографии Гёксина сегодня принадлежат истории.
Жан Бертолино
Великий репортер
Продюсер «52 SUR LA UNE»