Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов
Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов
Алексей Политов, Марина Белова. Из проекта «Выйти из тени». 2008. Видеоинсталляция. Собрание авторов. © Марина Белова & Алексей Политов
выставка завершилась
Трубниковский пер., д. 13/1
Вт.–сб. 12.00–18.00
Увлеченные экспериментами с театром теней в изобразительном искусстве Алексей Политов и Марина Белова представляют проект о новой миссии тени в эпоху фотографии. В классический период тень выполняла функцию прежде всего подражательную, миметическую. Помним же мы рассказанный Плинием миф о начале живописи, когда она «являла собой обведенную линиями тень человека». У особо отважных художников (Рембрандта) тень могла становиться лоном субстанции света. У иных романтиков —угрожать побегом на свободу от тирании хозяина. Никогда при этом в эпоху картины тень не была изначальным замещением художника как такового, не была его автопортретом.
Такое случилось в двадцатом веке в радикальной абстракции фотографического (кинематографического) иллюзионизма. Из воспоминаний отцов кинематографа известно, что первые посетители кинотеатров были шокированы не схожестью движущихся картинок с реальной жизнью, а как раз невмещаемостью экранного повествования в повседневный жизненный опыт. «Нет ничего субъективнее объектива», — писал Бела Балаш. Проекционная техника позволила окончательно освободить заэкранное пространство от необходимости копировать пространство реальное. По справедливому суждению исследователя Виктора Стоикиты, именно в фотографии и в кино тень стала совмещать две функции, отражения и проекции, в персоне самого автора, будучи причастной ему физически (профильная проекция). Заэкранное пространство наделяется особой «трансгрессивной» энергией, и тень в нем исполняет обязанности Творца, Демиурга.
В оживших картинках художники Политов и Белова в прямом смысле выходят из тени как из некоего образного архетипа (уместно вспомнить и о ставшей таким же архетипом метафорической «шинели Гоголя», из которой вышла новая российская литература). Причудливый парад-алле творимых ими движущихся картинок становится «теневой презентацией» визуальной культуры XX столетия, от смелых диагоналей Родченко до неоклассических «девушек с веслом» и травестийных имиджей поп-арта.
Сергей Хачатуров