выставка завершилась
Венеция, Италия
Победа как феномен имеет бесконечное количество философских, культурологических, социальных, этических и художественных интерпретаций. Победа это еще и экзистенциальное и эмоциональное состояние, выступающее одним из главных целеполагающих факторов поведения каждого конкретного индивида и социума в целом. «Победа над Солнцем» — знаменитая футуристическая опера Михаила Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича, была написана в
Опираясь на личный художественный опыт и глубоко укорененные в современном русском искусстве традиции русского авангарда, участники русского павильона Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Георгий Острецов, Андрей Молодкин, Анатолий Журавлев, Ирина Корина, Сергей Шеховцов проблематизируют и метафоризируют тему «победа над будущим», создавая собственные художественные миры.
Блистательный представитель московской концептуальной школы Павел Пепперштейн, известный своими абсурдистскими рисунками ландшафтов будущего, на Венецианской биеннале представляет серию картин, в которых жесткие супрематические элементы прорастают сквозь расплывчатые контуры мегаполисов будущего. Утопическая энергия русского авангарда прививается на одряхлевший ствол современной цивилизации, в надежде, что на новом витке исторической спирали эта прививка даст жизнеспособные побеги. В зале будет звучать авторский реп художника, перемежающийся с «Весной священной», написанной Игорем Стравинским в
Анатолий Журавлев работает с проблемой исторической памяти. Сотни исторических персонажей ХХ века, так или иначе повлиявших на ход истории, от Ганди до Эйнштейна, от Черчилля до Пикассо, на миниатюрных фотографиях диаметром 1 см помещены в хаотические абстрактные черные кляксы, которые как черные дыры заполняют пространство зала от пола до потолка. Игра с масштабом, текстурой и фактурой проявляет фотографический материал особенно остро и пронзительно, поднимая проблему проявления будущего через прошлое.
Андрей Молодкин представляет мультимедийную инсталляцию, включающую две стеклянные скульптуры с полыми силуэтами Ники Самофракийской — символом победы. Одна скульптура будет заполняться черной пульсирующей жидкостью — нефтью, другая красной — кровью. На скульптуры направлены видеокамеры. Проекция на экран совмещает оба изображения друг с другом. Черные и красные потоки пульсируют внутри ожившей Ники Самофракийской, символизируя амбивалентность любой Победы.
Алексей Каллима создает огромные фрески, с трибунами заполненными болельщиками футбольного матча. Они беснуются от радости победы и отчаяния поражения. Фрески написаны флюорисцентными красками, проявляющимися только в ультрафиолетовом освещении. В определенный момент приближения зрителя к фреске, срабатывает датчик, выключающий ультрафиолетовый свет. Зритель оказывается в белой пустоте, переживая пустоту как неизбежное следствие триумфальной эйфории. Название проекта «Теорема дождя» отсылает к теории хаоса и фактической невозможности предугадать ни исход спортивных соревнований, ни ход истории.
Ирина Корина — художник, работающий с мерцающими фактурами и состояниями, артикулирующий зазор между воспоминанием и предчувствием. Ее огромные фонтаны, выполненные из старых цветных клеенок, напоминают странные биоморфные формы, наполненные упругим тургором.
Сергей Шеховцов обыгрывает геральдику русского павильона, построенного великим русским архитектором Щусевым в
Георгий Острецов создает инсталляцию, представляющую анфиладу заброшенных комнат, в конце которой за столом сидит механический манекен — художник, работающий над эскизами своих будущих проектов. Художественная деятельность, как производство произведений переживающих творца, сама по себе и есть победа над будущим.
Ольга Свиблова,
Куратор Российского павильона