© Вениамин Голубицкий. Орландо. 2007
© Вениамин Голубицкий. Агра. 2007
© Вениамин Голубицкий. Кения. 2008
© Вениамин Голубицкий. Агадир. 2007
© Вениамин Голубицкий. Рио-де-Жанейро. 2007
© Вениамин Голубицкий. Токио. 2007
выставка завершилась
Маска фотографа обозначает социальную позу исследователя и наблюдателя. Путешествие – лучший способ собрать свою коллекцию наблюдений. Вениамин Голубицкий – фотограф, который путешествует. И его новая выставка – это карнавал, где перед нами проносятся дальние страны и ближние города. Европа, Америка, Азия, и – Москва.
Русская культурная революция XXI века связана с фотографией. Именно это увлечение – краеугольный камень в фундаменте культуры нового типа. Оно обозначает переход от человека читающего к человеку смотрящему. То есть на смену старому типу интеллигента, вдумчивого читателя и увлечённого писателя, пришёл новый тип интеллектуала, чьи интересы и амбиции связаны с визуальной сферой. Это тип внимательного зрителя и азартного «фиксатора». Человека, который стремится «поймать мгновение» для того, чтобы выразить себя.
Вениамин Голубицкий – один из авторов этой новой генерации. И его путь в искусство представляет собой пример творческой эволюции: от поэта – к фотографу, от коллекционера книг – к собирателю образов реальности. «Автор» – точное обозначение сочинителя нового типа, для которого не так важны средства, как цель. Потому что смена средства связана со сменой основного языка реальности.
Важное слово – «взгляд». Если в России на закате XX века наиважнейшим способом его фиксации была литература, чтение и письмо, то в начале XXI века именно фотография принимает на себя роль основополагающего способа разговора с реальностью для нового образованного класса. Фотография стала наконец всеобщим языком (как обещал ещё на заре новой эры Анатолий Луначарский). Новая технологическая основа записи изображения – цифровая – привела к необыкновенному упрощению технических условий съёмки. А это означает, что старая – ремесленная – составляющая отошла на второй план. На первый выдвинулось вдение.
Вениамин Голубицкий часто снимает открытые пространства с верхней точки. В разных частях Земли он ищет точку зрения, с которой горизонт отодвигается от глаза, и мир расширяется в самом буквальном смысле этого слова. Фотографическое вдение автора находит опору в новом, расширенном восприятии пространства.
Расширение мира – ключевая фаза новейшей истории России. Фотография возвращается к своему истоку – восторженному переживанию пространства, которое было свойственно ранним фотофиксациям дальних стран, в середине XIX века. Там, где путешествие становится стилем жизни, возникает новый принцип – эйфорическая коллекция.
Коллекционирование пространств и ощущений требует своей дисциплины. Ведь фотография подарила миру всеобщий язык. Но личный визуальный дневник требует отчётливой и ясной записи. Сумма впечатлений, записанных фотографически, нуждается в своей композиции. Выставка в Мультимедиа Арт Музее предъявляет зрителю это пространство созерцания Вениамина Голубицкого.