Ольга Мичи. Портрет девушки. Народ мурси. Национальный парк Маго, Эфиопия. 2019. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины. Народ мурси. Национальный парк Маго, Эфиопия. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет мальчика. Народ каро. Муруле, Эфиопия. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет мальчика. Народ сурма. Эфиопия. 2017. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины. Народ сурма. Эфиопия. 2017. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет молодой девушки. Народ сурма. Эфиопия. 2017. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет мальчика. Народ сурма. Эфиопия. 2017. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщин в традиционных костюмах. Народ акха. Штат Шан, Мьянма. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины. Народ мурси. Национальный парк Маго, Эфиопия. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет девочки. Народ чукчей. Анадырь, Чукотский автономный округ, Россия. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины. Народ мурси. Национальный парк Маго, Эфиопия. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины с ребенком. Народ пао. Пинлонг, Мьянма. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины с ребенком. Народ лису. Штат Чин, Мьянма. 2018. Собрание МАММ
Ольга Мичи. Портрет женщины. Народ каян. Штат Кая, Мьянма. 2018. Собрание МАММ
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Ольга Мичи
Уязвимые?
Кураторы: Ольга Свиблова, Мария Лаврова
Стратегический партнер музея
МТС
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Уязвимые?» российского фотографа и автора фильмов Ольги Мичи.
В фокусе ее внимания проблемы, связанные с глобализацией мира. Цивилизация и технический прогресс сегодня добрались до самых отдаленных и потаенных уголков планеты. В современном обществе потребления продуцируются универсальные коды и тренды. Их повсеместная трансляция приводит к утрате идентичности, исчезновению редких языков, самобытных культур и этносов.
Проект Ольги Мичи «Уязвимые?» посвящен теме сохранения культуры народов Африки, Азии и Севера, традиции которых находятся в причудливом симбиозе с новациями современной европейской цивилизации.
Экспозиция включает три блока: «Юг» — повествующий о народностях Эфиопии в дельте реки Омо; «Восток» — посвященный коренным жителям Юго-Восточной Азии, обитающим в отдаленных горных районах на границе Тибета, Мьянмы, Китая, Таиланда и Индии; «Север» — рассказывающий о культуре жителей Чукотки. На выставке также представлен фильм «В тени больших деревьев» (2016, автор идеи и продюсер: Ольга Мичи, режиссер: Вадим Витовцев) о народности самых маленьких людей на планете — пигмеях бака, проживающих в дождевых лесах Центральноафриканской республики. Фильм был удостоен множества международных премий, среди которых приз Hot Springs Documentary Film Festival (США) в номинации Best Environmental Story; главный приз в номинации Heritage фестиваля Ekofilm (Чехия); приз Best Story NaturVision Filmfestival (Германия); приз за лучший документальный фильм Международного фестиваля Красного Креста и фильмов о здоровье; специальный приз жюри международного фестиваля «Ноль Плюс» (Россия) и др.
Само название проекта, «Уязвимые?» («Vulnerable?»), неслучайно включает вопросительный знак. С точки зрения современной цивилизации, коренные народы, безусловно, уязвимы. Цивилизация активно наступает, уничтожая ареалы их обитания, поставляя им не только предметы первой необходимости, но и оружие, наркотики, алкоголь… Возросший туристический интерес заставляет малые этносы превращать свои обычаи, имевшие смысл и являвшиеся ценностью жизни, в товар на продажу. Поверхностный взгляд на эти народы как часть нового энтертейнмента делает уязвимой и саму современную цивилизацию, перед которой сегодня стоят новые вызовы: прежде всего, изменение климата и экологические катастрофы. Эти вызовы требуют от нашей цивилизации и от каждого из нас принципиального изменения образа жизни и ценностей. Коренные народы, которым удалось через века сохранить уклад своей жизни, в чем-то оказываются сильнее тех, кто, потеряв гаджет, становится беспомощным, уязвимым.
«Люди на этих фотографиях вовсе не беспомощны. Некоторые носят трофеи, добытые на охоте на таких животных, которых мы, жители стран Запада, встречаем только на безопасном удалении… Рассматривать фотографии этих людей с чувством снисхождения к их беспомощности было бы, несомненно, заблуждением», — настаивает Ольга Мичи.
Ольга Мичи попыталась увидеть в своих героях личности, развивая традиции всемирно известных африканских фотографов Сейду Кейта и Малика Сидибе. Персонажи выглядят такими, какими они решили сами себя показать. Герои полностью контролируют свои образы и мизансцены, позируя с теми предметами, которые они выбрали сами. Кто-то одет в аутентичную одежду предков или народный текстиль. На ком-то традиционные ювелирные изделия, кто-то позирует с магнитолой, а кто-то держит в руках оружие, например, автомат АК-47. Кто-то запечатлен с «Айфоном», а кто-то сидит на мотоцикле.
Атрибуты современной цивилизации внедряются в повседневную жизнь коренных народов. Разрушение этнографических стереотипов заставляет задуматься о сложных проблемах глобального культурного симбиоза.
Ольга Мичи часто цитирует знаменитого поэта и проповедника Джона Донна: «Ни один человек не живет в одиночестве, подобно острову. Каждый человек есть часть континента, часть целого … Поэтому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Угроза для одного из нас оказывается угрозой для всех.
Проект Ольги Мичи учит нас более внимательно вглядываться в других, уметь слушать, слышать и учиться чужому опыту. Кажущаяся уязвимой жизнь малых народов оказывается уникальным опытом мудрости, умения выстраивать жизнь в гармонии с собой, с другими людьми и с экосистемой, звеньями которой мы все являемся.
В 2020 году в немецком издательстве teNeues на английском и немецком языках вышел альбом Ольги Мичи Vulnerable. Он получил блестящие отзывы более чем в 10 ведущих европейских изданиях, включая Stern, Daily Mail, XLSemanal, Digital Camera World и др. Британский журнал Amateur Photographer назвал Vulnerable лучшей фотокнигой последних лет.
В 2022 году проект «Уязвимые?» будет показан в Музее фотографии Марио Джакомелли (Сенигаллия, Италия).