Кураторы Ольга Свиблова и Марина Лошак
На выставке «Мутирующая утопия» представляет работы классиков русского авангарда: Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Николая Суетина, Константина Рождественского, Эдуарда Криммера, Якова Чернихова, Владимира Стерлигова и других художников круга Малевича и легендарной витебской школы, а также Павла Пепперштейна, одного из лидеров московского концептуализма и современного русского искусства. Наряду с такими известными работами, как серия Эль Лисицкого «Победа над солнцем», будут показаны работы практически не известные зарубежной публике из частных собраний наследников художников, которые только в последние годы стали доступны широкой публике.
Тема утопий сегодня одна из наиболее животрепещущих тем не только для русского, но и для мирового искусства, так как охваченный кризисом мир потерял ощущение вектора, направленного в будущее. В начале века
20-го этот вектор декларировался европейским модернизмом и прежде всего русским авангардом. Русский авангард, одержимый идеей нового мирового переустройства, пластически разрабатывает темы движения, полетов, горизонта и места человека в мире, пытаясь выделить базисные универсальные элементы, описывающие взаимоотношения человека и космоса. Идеология и традиции русского авангарда насильственно пресеченные в Советском Союзе в середине
1930-х гг, оказались универсальным энергетическим и пластическим базисом, питавшим мировое искусство, архитектуру и дизайн на протяжении всего
20 века. Падение Берлинской стены стало моментом потери социальных и художественных утопий, а кризис
2008 года предельно артикулирует эту трагедию. Политики, социологи, экономисты, художники всего мира, и наконец каждый из нас в начале века
21-го заново ищут вектор движения и некую новую утопию, которая смогла бы наполнить жизнь новой витальной силой. В этих поисках закономерно обращение к традициям русского авангарда начала
20 века. Павел Пепперштейн, получивший мировую известность прежде всего своими работами, связанными с иронической и одновременно романтической ревизией традиций русского авангарда, в своих новых работах, представленных на выставке «Мутирующая утопия», используя визуальный словарь русского супрематизма, обращается к греческой мифологии, которая до сегодняшнего дня представляется миру идеалом гармонии и устойчивого мироустройства. В поисках будущего художник осуществляет ревизию прошлого. Греческая мифология и мифология русского авангарда на первый взгляд принципиально не соединимые элементы диаметрально различных концепций мировосприятия. Однако на первый взгляд абсурдная художественная игра нередко становилась золотым ключиком к тайной двери, распахивающейся в будущее.
Ольга Свиблова