Аньес Варда. Марди Гра (Масленный вторник), 1953. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Аньес Варда. Мария Казарес и Жан Вилар. «Сон в летнюю ночь». Авиньон, 1959. Предоставлено автором © Аньес Варда
Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
Аньес Варда. Катрин Денев, 1969. Катрин Денёв снималась в фильме «Апрельские безумства» с Джеком Леммоном. Снимок сделан в ее вилле на холмах Беверли-Хиллз. Жак [Деми — муж Аньес Варда, кинорежиссер, сценарист] ставил «Model Shop», а я снимала «Lions Love». Это было в 1969 году в Лос-Анджелесе. Предоставлено автором © Аньес Варда
Аньес Варда. «Черные пантеры». Демонстрация в Окленде, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
Аньес Варда. Ребенок на фоне рисовой плантации около Чунцина. Китай, 1957. Из серии «Китай». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Аньес Варда. Студенты киношколы I.C.A.I.C. танцуют «ча-ча-ча». Студентка Сарита Гомез, женщина с детьми. Гавана, 1962–1963. Из серии «Куба». Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Шалаш счастья. Макет Аньес Варда (2017). Из серии «Шалаши кино». Парник: металлический каркас, покрытый кинопленкой Супер-8 с фильмом «Счастье» (1964). Миниатюрные подсолнухи в горшках, различные элементы, встроенная подсветка, выключатель. Предоставлено автором и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Аньес Варда. Любовь в Гриффит-парке. Лос-Анджелес, 1968. Предоставлено автором © Аньес Варда
Аньес Варда. Картофельное сердце. 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Аньес Варда. Добро пожаловать в Вёль-ле-Роз. 1954 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено художником и галереей Натали Обадиа, Париж/Брюссель © Аньес Варда
Аньес Варда. Лукино Висконти, 1962. Еженедельник «Realites» в 1962 году послал меня в Рим делать портреты Лукино Висконти. Он принял меня, так как высоко ценил мой фильм «Клео от 5 до 7». Его настоящие и бутафорские собаки произвели на меня не меньшее впечатление, чем он сам, такой серьезный и сдержанный. Предоставлено автором © Аньес Варда
выставка завершилась
Три жизни Аньес Варда
12 апреля 2019 — 26 мая 2019
Стратегический партнер музея: ПИК
При поддержке: Посольство Франции в РФ, Французский институт
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку легендарного французского режиссера, фотографа и художника Аньес Варда.
«Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть молодой». Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет.
«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, изменила наше представление о документальном кино. Она позировала для обложек модных журналов, танцевала с Анджелиной Джоли в момент присуждения ей почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги, боролась с раком, до последнего много работала, оставаясь любопытной и открытой для новых идей, а главное — была великим гуманистом. «Мне нравятся другие люди, они меня интересуют, ужасно меня интригуют», — сказала Варда в автобиографическом фильме «Побережья Аньес» (2008), считая эти слова ключевыми для понимания ее творчества.
«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к фотографии.
Аньес Варда родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра, а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы, изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и, вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты, фотографировала своих друзей-художников и просто бродила по городу в поиске «решающего момента».
В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP, в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна Моро и Филипп Нуаре, был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье, Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.
В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих 60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько соседей из
14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай.
Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ. Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.
В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société Ciné-Tamaris).
С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961), «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта» (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008) «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).
В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum Wuhan в Китае (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).
На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнице.
В марте 2019 года Аньес Варда прислала нам маленький текст, которым она хотела предварить свою выставку и который мы приводим здесь целиком: «По такой разнообразной подборке моих фотографий можно догадаться, что жизнь сводит меня с очень разными людьми и странами. Я была рада работать с Жаном Виларом, талантливым театральным постановщиком, и его блестящим актером Жераром Филипом, пришедшим из киноиндустрии. Что касается кино, я посылаю несколько фото легендарных личностей: Катрин Денев, Жерара Депардье, мастера Висконти, моего любимого Жака Деми и других. Я работала на Кубе, в Китае, но на этой выставке вы также увидите мое видение поколения мира и любви конца 60-х в Лос-Анджелесе.
Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровых пленок: это макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет».
Аньес Варда — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1965); «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1985); «Почетного леопарда» Кинофестиваля в Локарно (2014); почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2015); приза зрительских симпатий Кинофестиваля в Торонто (2017); почетного приза «Оскар» (2017) и «Золотой звезды» Кинофестиваля в Марракеше. Последней прижизненной наградой Аньес Варда стала Золотая камера Берлинского кинофестиваля (2019), которую она получила за документальный автопортрет «Варда глазами Аньес».