выставка завершилась
МАММ показывает третий документальный фильм из цикла «Антология современного искусства» сопродюсеров Евгения Митты и Александра Шейна — «Тимур Новиков. Ноль объект».
Картина посвящена художественной жизни Ленинграда конца 1980-х — нач. 1990-х гг., одной из центральных фигур которой, без сомнения, был Тимур Новиков, художник, публицист, художественный деятель, педагог, чье значение для истории русского современного искусства сложно переоценить. Режиссер фильма далек от канона жизнеописания, Шейну удается зафиксировать вещи едва ли уловимые: настроение, состояние, ощущение радикального перелома в обществе и предельной свободы. Калейдоскопическая смена персонажей, свидетелей событий, документальной хроники воссоздает ситуацию, вызывает в памяти истории, которые в исполнении того же Монро, больше напоминают на плутовские похождения, а не «художественную жизнь».
«Это фильм о силе воздействия художника на окружающий мир, о революции в общественном сознании, которую спровоцировали конкретные люди, и о ее последствиях» — говорит режиссер фильма Александр Шейн. — «Ноль Объект», фактически, это дыра в стене ленинградского ДК имени Кирова, которую Тимур Новиков и Иван Сотников объявили своим произведением, наклеив соответствующую этикетку».
Поэтика мгновенного жеста, искусство как будто «из воздуха», из всего того материального и нематериального, что видели художники и попадалось под ноги и под руки — всё это определило ленинградскую творческую ситуацию, в которой — попутно заметим — огромную роль играли театр, кино и, конечно, музыка (и шире — звуковое пространство) благодаря Сергею Курехину, деятельности Рок-клуба, Виктору Цою и Георгию Гурьянову.
Небольшая экспозиция в МАММ, предваряющая вход в кинозал — это почти шутка, «подъездная» стена (стена парадной, если быть совсем точными) с висящими фотографиями непосредственных участников событий, их произведениями, которые вызывают острый приступ ностальгии по настоящей энергии, радости освобождения от любых условностей и законов.