Александр Гринберг. Набережная. 1926. Собрание М. Голосовского
Николай Андреев. Первые цветы. 1920-е. Частное собрание
Николай Андреев. Лунный свет. Паниково. 1923. Частное собрание
Николай Андреев. Портрет старика-крестьянина. 193.0 Частное собрание
Эмиль Бендель. Женский портрет. 1910-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Юрий Еремин. Стадо. Середина 1920-х. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Юрий Еремин. Лето. 1926. Собрание М. Голосовского
Николай Андреев. Перед бурей. 1920-е. Частное собрание
Александр Гринберг. Летнее солнце. 1926. Собрание Союза фотохудожников России
Петр Клепиков. Зимний этюд. 1923. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Петр Клепиков. Красная площадь. Москва. 1940. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Петр Клепиков. Осень. 1925. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Сергей Лобовиков. Домовница. 1909 – 1910. Собрание М. Голосовского
Сергей Лобовиков. В гости к бабушке. 1907 – 1908. Собрание М. Голосовского
Сергей Лобовиков. Бродячая Русь. 1910-е. Собрание Союза фотохудожников России
Алексей Мазурин. Зима. 1900-е. Собрание М. Голосовского
Алексей Мазурин. На прогулке. 1898. Собрание М. Голосовского
Николай Свищов-Паола. Женский портрет. 1920-е. Собрание Союза фотохудожников России
Николай Свищов-Паола. Лодка. 1920-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Николай Свищов-Паола. Ленинград. 1920-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Сергей Саврасов. Москва. Конец 1910-х. Собрание Союза фотохудожников России
Сергей Саврасов. Над прудом. 1900-е. Собрание М. Голосовского
Мирон Шерлинг. Федор Шаляпин в партии Мельника («Русалка»). 1913. Собрание М. Голосовского
Леонид Шокин. На Волге. Кимры. 1930-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»
Леонид Шокин. Кимры. 1919. Собрание М. Голосовского
Леонид Шокин. Мешочница. 1920. Собрание М. Голосовского
Анатолий Трапани. Мужской портрет. 1917. Собрание Союза фотохудожников России
Василий Улитин. Корабли в отлив. 1926. Собрание М. Голосовского
Василий Улитин. Портрет. 1930. Собрание М. Голосовского
выставка завершилась
Рига, Латвия
Стамбул, Турция
Музей современного искусства
Рига
Музей декоративного искусства и дизайна (Рига)
Русский фотографический авангард 1920 —
Мэтры российской пикториальной фотографии — Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола и др. — были прекрасно вписаны в мировой художественный контекст и получали золотые и серебряные медали на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии. Пикториализм, зародившийся в мировой фотографии в конце XIX века, к середине
Круг тем в основном ограничивался традиционными для международного пикториализма пейзажем, обнаженной натурой, съемками старых усадеб и незатейливыми жанровыми сценами. Блестящее чувство композиции и виртуозная техника исполнения делали фотографов-пикториалистов желанными гостями на международных выставках и салонах. Любопытно, что много и охотно писавшая о них зарубежная пресса, как и советская критика, видела в них эстетическую оппозицию воинствующей советской идеологии. Так, один английский фотографический журнал после Парижского салона 1925 года отмечал: «Русские, каковы бы ни были их политические убеждения, в присланных ими снимках твердо стоят на традиционных границах».
Фотографы-пикториалисты подвергались яростным нападкам со стороны советских критиков, безрезультатно указывавших им единственный верный путь — социалистический реализм, подразумевающий, что «современная советская действительность такова, что смех, радость, улыбка являются характерными чертами нового быта», а «жизнь стала действительно замечательная».
С конца
Уже в 1935 году моральная травля деятелей искусств переходит в физические репрессии. Под абсурдным предлогом «распространение порнографии» Александр Гринберг направляется в сталинские лагеря. Обвинение последовало после выставки «Мастера советской фотографии», проходившей в 1935 году, на которую мэтр российской и мировой фотографии представил этюды обнаженной натуры. Одновременно в советской фотографии расправились и с темой ню. Василий Улитин потерял право на жизнь в столице. Практически все фотографы-пикториалисты лишились права заниматься профессиональной деятельностью. С конца
Несмотря на эти гонения, мастера русской пикториальной фотографии продолжали свою творческую деятельность. Так, Юрий Еремин, запершись в ванной комнате огромной коммуналки, тайком печатал тиражи своих любимых снимков в микроформате. Каждый из них мог стать уликой, достаточной для репрессий.
В 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ» Александр Родченко вел полемику с пиктореалистами: «Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“... Мы обязаны экспериментировать». А в середине
В конце
С середины