Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Гринберг, Леонид Шокин, Юрий Еремин, Николай Андреев, Сергей Саврасов, Алексей Мазурин, Василий Улитин, Эмиль Бендель, Петр Клепиков, Сергей Лобовиков, Николай Свищов-Паола, Мирон Шерлинг, Анатолий Трапани - Тихое сопротивление. Пикториализм в русской фотографии

Тихое сопротивление. Пикториализм в русской фотографии
Александр Гринберг, Леонид Шокин, Юрий Еремин, Николай Андреев, Сергей Саврасов, Алексей Мазурин, Василий Улитин, Эмиль Бендель, Петр Клепиков, Сергей Лобовиков, Николай Свищов-Паола, Мирон Шерлинг, Анатолий Трапани

Александр Гринберг.
Набережная. 
1926. 
Собрание М. Голосовского Николай Андреев.
Первые цветы. 
1920-е.
Частное собрание Николай Андреев.
Лунный свет. Паниково. 
1923. 
Частное собрание Николай Андреев.
Портрет старика-крестьянина. 
193.0 
Частное собрание Эмиль Бендель.
Женский портрет. 
1910-е. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Юрий Еремин.
Стадо. 
Середина 1920-х. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Юрий Еремин.
Лето. 
1926.
Собрание М. Голосовского Николай Андреев.
Перед бурей. 
1920-е. 
Частное собрание Александр Гринберг.
Летнее солнце. 
1926. 
Собрание Союза фотохудожников России Петр Клепиков.
Зимний этюд. 
1923. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Петр Клепиков.
Красная площадь. Москва. 
1940. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Петр Клепиков.
Осень. 
1925. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Сергей Лобовиков.
Домовница. 
1909 – 1910.
Собрание М. Голосовского Сергей Лобовиков.
В гости к бабушке. 
1907 – 1908. 
Собрание М. Голосовского Сергей Лобовиков.
Бродячая Русь. 
1910-е. 
Собрание Союза фотохудожников России Алексей Мазурин.
Зима. 
1900-е. 
Собрание М. Голосовского Алексей Мазурин.
На прогулке. 
1898. 
Собрание М. Голосовского Николай Свищов-Паола.
Женский портрет. 
1920-е. 
Собрание Союза фотохудожников России Николай Свищов-Паола.
Лодка. 
1920-е. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Николай Свищов-Паола.
Ленинград. 
1920-е. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Сергей Саврасов.
Москва. 
Конец 1910-х. 
Собрание Союза фотохудожников России Сергей Саврасов.
Над прудом. 
1900-е. 
Собрание М. Голосовского Мирон Шерлинг.
Федор Шаляпин в партии Мельника («Русалка»). 
1913. 
Собрание М. Голосовского Леонид Шокин.
На Волге. Кимры. 
1930-е. 
Собрание музея «Московский Дом фотографии» Леонид Шокин.
Кимры. 
1919. 
Собрание М. Голосовского Леонид Шокин.
Мешочница. 
1920. 
Собрание М. Голосовского Анатолий Трапани.
Мужской портрет. 
1917. 
Собрание Союза фотохудожников России Василий Улитин.
Корабли в отлив. 
1926. 
Собрание М. Голосовского Василий Улитин.
Портрет. 
1930. 
Собрание М. Голосовского

Александр Гринберг. Набережная. 1926. Собрание М. Голосовского

Николай Андреев. Первые цветы. 1920-е. Частное собрание

Николай Андреев. Лунный свет. Паниково. 1923. Частное собрание

Николай Андреев. Портрет старика-крестьянина. 193.0 Частное собрание

Эмиль Бендель. Женский портрет. 1910-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Юрий Еремин. Стадо. Середина 1920-х. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Юрий Еремин. Лето. 1926. Собрание М. Голосовского

Николай Андреев. Перед бурей. 1920-е. Частное собрание

Александр Гринберг. Летнее солнце. 1926. Собрание Союза фотохудожников России

Петр Клепиков. Зимний этюд. 1923. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Петр Клепиков. Красная площадь. Москва. 1940. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Петр Клепиков. Осень. 1925. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Сергей Лобовиков. Домовница. 1909 – 1910. Собрание М. Голосовского

Сергей Лобовиков. В гости к бабушке. 1907 – 1908. Собрание М. Голосовского

Сергей Лобовиков. Бродячая Русь. 1910-е. Собрание Союза фотохудожников России

Алексей Мазурин. Зима. 1900-е. Собрание М. Голосовского

Алексей Мазурин. На прогулке. 1898. Собрание М. Голосовского

Николай Свищов-Паола. Женский портрет. 1920-е. Собрание Союза фотохудожников России

Николай Свищов-Паола. Лодка. 1920-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Николай Свищов-Паола. Ленинград. 1920-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Сергей Саврасов. Москва. Конец 1910-х. Собрание Союза фотохудожников России

Сергей Саврасов. Над прудом. 1900-е. Собрание М. Голосовского

Мирон Шерлинг. Федор Шаляпин в партии Мельника («Русалка»). 1913. Собрание М. Голосовского

Леонид Шокин. На Волге. Кимры. 1930-е. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Леонид Шокин. Кимры. 1919. Собрание М. Голосовского

Леонид Шокин. Мешочница. 1920. Собрание М. Голосовского

Анатолий Трапани. Мужской портрет. 1917. Собрание Союза фотохудожников России

Василий Улитин. Корабли в отлив. 1926. Собрание М. Голосовского

Василий Улитин. Портрет. 1930. Собрание М. Голосовского

Рига, 10.06.2008—30.06.2008

выставка завершилась

Музей декоративного искусства и дизайна (Рига)

Рига, Латвия

Поделиться с друзьями

Расписание выставки

  • 12.02.2008—25.05.2008

    Стамбул, Турция

    Музей современного искусства

  • 10.06.2008—30.06.2008

    Рига

    Музей декоративного искусства и дизайна (Рига)

О выставке

Русский фотографический авангард 1920 — 1930-х гг. — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Борис Игнатович и др., — претерпев гонения и репрессии тоталитарного режима, стал классикой российского и мирового искусства, более того, своеобразной визитной карточкой, репрезентирующей сильнейшую энергетику и новаторское начало, присущие Советской России в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. Однако мало кто знает, что в те же годы существовало и другое направление русской фотографии — пикториальное, стремившееся приблизить фотографию к живописному произведению, используя в основном мягкорисующие объективы и специальную, зачастую очень сложную, технику печати. Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке, стремясь, как и живопись, прежде всего к эмоциональной окраске произведения, выражению индивидуальных смыслов и значений, привносимых в него автором.

Мэтры российской пикториальной фотографии — Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола и др. — были прекрасно вписаны в мировой художественный контекст и получали золотые и серебряные медали на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии. Пикториализм, зародившийся в мировой фотографии в конце XIX века, к середине 20-х годов ХХ века исчерпал свой эстетический потенциал. В Советской России в эти годы он обретает второе дыхание.

Круг тем в основном ограничивался традиционными для международного пикториализма пейзажем, обнаженной натурой, съемками старых усадеб и незатейливыми жанровыми сценами. Блестящее чувство композиции и виртуозная техника исполнения делали фотографов-пикториалистов желанными гостями на международных выставках и салонах. Любопытно, что много и охотно писавшая о них зарубежная пресса, как и советская критика, видела в них эстетическую оппозицию воинствующей советской идеологии. Так, один английский фотографический журнал после Парижского салона 1925 года отмечал: «Русские, каковы бы ни были их политические убеждения, в присланных ими снимках твердо стоят на традиционных границах».

Фотографы-пикториалисты подвергались яростным нападкам со стороны советских критиков, безрезультатно указывавших им единственный верный путь — социалистический реализм, подразумевающий, что «современная советская действительность такова, что смех, радость, улыбка являются характерными чертами нового быта», а «жизнь стала действительно замечательная».

С конца 1920-х годов во всех областях советской жизни и в том числе в искусстве фотографии начинается поиск врагов революционных преобразований. «Врагами» в фотографии оказываются пикториалисты, которым инкриминируется пристрастие к старому нереволюционному миру, в котором вместо классовой борьбы существовали иные, буржуазные, с точки зрения советской власти, ценности.

Уже в 1935 году моральная травля деятелей искусств переходит в физические репрессии. Под абсурдным предлогом «распространение порнографии» Александр Гринберг направляется в сталинские лагеря. Обвинение последовало после выставки «Мастера советской фотографии», проходившей в 1935 году, на которую мэтр российской и мировой фотографии представил этюды обнаженной натуры. Одновременно в советской фотографии расправились и с темой ню. Василий Улитин потерял право на жизнь в столице. Практически все фотографы-пикториалисты лишились права заниматься профессиональной деятельностью. С конца 1930-х годов для них закрылась возможность выставлять свои работы за рубежом.

Несмотря на эти гонения, мастера русской пикториальной фотографии продолжали свою творческую деятельность. Так, Юрий Еремин, запершись в ванной комнате огромной коммуналки, тайком печатал тиражи своих любимых снимков в микроформате. Каждый из них мог стать уликой, достаточной для репрессий.

В 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ» Александр Родченко вел полемику с пиктореалистами: «Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“... Мы обязаны экспериментировать». А в середине 1930-х годов, в разгар нападок на пикториализм, он великолепно снимает в этой манере знаменитую серию «Цирк» и сцены из классических опер и балетов. Возможно, это тоже было своего рода сопротивление. ..

В конце 1930-х годов в советской фотографии как и во всем советском искусстве побеждает эстетика социалистического реализма. Отгороженная от мира железным занавесом, она постепенно превращается из «важнейшего из искусств» в придаток идеологической машины. Значительная часть оригинальных отпечатков той эпохи авторов, не укладывавшихся в новые каноны, никем не востребованная, не выставлявшаяся на выставках более полувека, погибла. Выставка «Московская эпоха пикториальной фотографии начала 20-го века», представляющая винтаджные отпечатки, не претендует на полноту описания направления. Скорее, это конспект, попытка очертить контуры явления. Она впервые показывает вместе работы мастеров, работавших в одно время, взаимодействовавших и взаимовлиявших друг на друга.

С середины 80-х годов XX века русский модернизм и прежде всего работы Александра Родченко оказались востребованы за рубежом. Их «переоткрытие» в России происходит лишь в середине 1990-х. Феномен русской пикториальной фотографии лишь недавно попал в поле внимания исследователей и историков фотографии. Эта работа пока далека от завершения. Однако уже сейчас она дает возможность более полно понять процессы развития русской художественной культуры и истории начала ХХ века.