Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Третий век в фотографии

Третий век в фотографии

1899 1910 1917 1926 1928 1941 1949 1989 2004

1899

1910

1917

1926

1928

1941

1949

1989

2004

Москва, 24.11.2004—12.12.2004

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

К 105-летию «Огонька»

К 105-летию «Огонька»

Свернуть

 

Приглашение Приглашение Приглашение

О выставке

Издательский Дом «ОВА-Пресс», редакция журнала «Огонек» и Московский Дом фотографии приглашают Вас на празднование 105-летия журнала «Огонек» — одного из старейших изданий мира и авторитетнейших журналов России, рекордсмена в мире печати, бережно сохраняющего свою историю. Доказательством является уникальная экспозиция, представленная в музее «Московский Дом фотографии»: полная коллекция обложек «Огонька» за 105 лет, работы известных фотографов, сотрудничавших с журналом, а также самые интересные и узнаваемые развороты из выпусков разных лет.

Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С. М. Проппер. с 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В революционные годы (с 1918 по 1923) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился. В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых ярких журналистов революционной эпохи. Кольцов говорил: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал».

Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней... На конец 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а уже в 1925 году достиг полумиллиона.

После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, недолгое время журналом руководил один из соавторов «12 стульев» Евгений Петров. Редакторы менялись, а в начале 50-х редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков. Именно при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка» с репринтами музейных шедевров, придуманная другим замечательным писателем и драматургом — Эмилем Брагинским.

Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировалась «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 60-е годы советской интеллигенции и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода.

Журнал стал привычной частью советского быта. Интеллигенция презрительно называла его «журналом для парикмахерских». Но при следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием рекордный срок — больше 30 лет (с 1953 по 1986) — «Огонек» окончательно становится «классикой жанра» — спокойным изданием для стабильной жизни. В «Огоньке» 50-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин. Долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Литературное приложение к «Огоньку», его знаменитая «Библиотечка», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи — становится важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны.

Вообще «Огонек» — не только иллюстрированное, но и литературное издание. Репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского — это также черты «фирменного стиля».

В 1986 году «с подачи» Михаила Горбачева и Александра Яковлева главным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни. Многие статьи в «Огоньке» — «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика — становятся знаком новой эпохи. Но перестройка кончилась. В 1991 году главным редактором стал Лев Гущин. Ему предстояла непростая задача — реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994-го года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному культурному продукту.

Последняя революция в «Огоньке» в начале 1995 года максимально приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий — и объем, и информационная насыщенность, и использование всех полиграфических приемов, известных на сегодняшний день в мире компьютерной графики — сделали журнал совершенно другим, непохожим на старый «Огонек».

Наполнить событие уникальной атмосферой позволит специально задуманное для юбилейной выставки «Огонька» театрализованное представление, участниками которого станут, в том числе, и гости открытия. В фойе Дома фотографии будет воссоздана атмосфера всех трех эпох, непосредственно с которыми связано имя журнала «Огонек» — общенационального иллюстрированного издания.

На открытие выставки приглашены герои наиболее ярких публикаций журнала, а также авторы журнала последних десятилетий — фотографы и журналисты.