Владимир Шухов. Строительство башни для Радиостанции им. Коминтерна на улице Шаболовке в Москве. Подъем пятой секции. Декабрь 1921 года. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Башня Радиостанции им. Коминтерна на улице Шаболовке в Москве. Весна-лето 1922 года. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Строительство водонапорной башни конструкции В. Г. Шухова в Николаеве (Украина) (высота 25,6 метра, бак 600 000 литров). 1905 год. Стереофотография. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Строительство Киевского (Брянского) вокзала в Москве. Архитектор И. И. Рерберг, инженер В. Г. Шухов. 1916 год. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Строительство музея слепков им. Императора Александра III (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) со светопрозрачными перекрытиями залов конструкции В. Г. Шухова. 1911 год. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Дети Сергей и Фавий осваивают езду на велосипеде. Москва. 1910 год. Стереофотография. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Дочь Вера во дворе дома на Смоленском бульваре. 1904 год. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Выборы в Государственную думу 26 марта 1906 года. Хамовническо-пречистенский избирательный участок в Училищном доме им. В. А. Бахрушина. Большая Пироговская улица, 9 (до 1924 года – Большая Царицынская). Москва. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Московская конка на бульваре. 1911 год. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Наводнение в Москве 12 апреля 1908 года. Улица Большая Ордынка. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
Владимир Шухов. Панорама Москвы в сторону Варсонофьевского монастыря. Вид из здания Центральной телефонной станции в Милютинском переулке. 1908 год. Стереофотография. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
В. Г. Шухов на велосипеде. Москва, 1880-е годы. Фонд «Шуховская башня», личный архив В. Г. Шухова
выставка завершилась
МАММ в сотрудничестве с Фондом «Шуховская башня» и Архивом РАН представляет выставку, посвященную 160-летию со дня рождения выдающегося инженера, изобретателя и архитектора — Владимира Григорьевича Шухова. МАММ продолжает цикл выставок про людей русского Ренессанса в области культуры, науки и искусства, чьи имена связаны с периодом истории России до Первой Мировой войны. Этот цикл был начат выставкой «Павел Флоренский — русский Леонардо», настоящая экспозиция рассказывает о фигуре великого русского инженера, архитектора, ученого и мыслителя — Владимира Шухова, человека, подтверждавшего своей деятельностью основы модернизма. «Что красиво смотрится, то — прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно», — писал Шухов. Его слова могли бы послужить эпиграфом к работам художников русского авангарда, таких как Александр Родченко и Варвара Степанова.
Шухов внес значительный вклад в развитие русской нефтяной промышленности: разработал первый российский нефтепровод Балаханы — Черный Город (1878), а в 1885 году начал строить первые русские танкеры и нефтеналивные баржи. В 1891 изобрел и запатентовал процесс крекинга нефти. Он обогатил сокровищницу русской культуры и архитектуры, впервые в мире применив в строительстве стальные сетчатые покрытия: ГУМ, Петровский Пассаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московский почтамт, Бахметьевский гараж, дебаркадер Киевского вокзала. Главным архитектурным открытием Шухова стало создание гиперболоидных конструкций. Первая гиперболоидная сетчатая водонапорная башня была построена в 1896 году для XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. А в 1910 году был построен Аджигольский маяк в Днепровском лимане, который стал самой высокой односекционной гиперболоидной башней, построенной Владимиром Шуховым.
Идеи Шухова легли в основу современной архитекторы. Шухов — это единственный архитектор, на которого ссылается Норман Фостер, называя его своим кумиром и широко используя в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
Появление гения Шухова стало возможным в стране накануне Первой мировой войны до появления революционных утопий. В России, которая развивалась стремительными темпами наверстывая и опережая Европу, благодаря целой плеяде блистательных личностей таких как Константин Циолковский, Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Павел Флоренский. Дореволюционная эпоха породила в России определенный тип «ренессансного человека», к которой безусловно относился Владимир Шухов. Сейчас, спустя столетия интересно вспомнить опыт этих великих людей и условия, в которых они жили, понять, почему именно в это время в стране появлялись ученые, философы, художники, архитекторы такого масштаба.
На рубеже XIX и XX веков многие интересовались фотографией. В МАММ этим летом с успехом прошла выставка «С глазу на глаз. История стереофотографии». Владимир Шухов был тоже страстным фотолюбителем: «Я по профессии инженер, а в душе фотограф», — писал он. Его личная коллекция насчитывает свыше полутора тысяч негативов на пленке и пластинах, собственноручных отпечатков на бумаге и стереоскопических позитивов на стекле. На снимках запечатлены виды Москвы, Ялты, Гурзуфа, Алупки, Симеиза, Парижа, архитектурные памятники, лица родных и знакомых, хроника московской жизни на протяжении нескольких десятилетий и ход строительства сооружений самого Шухова.
В экспозиции представлено около 150 экспонатов, среди которых фотографии и стереопары, снятые лично Шуховым, его рукописи и чертежи из Архива РАН.
Большая часть фотоархива Владимира Шухова никогда не публиковалась.