Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Иржи Крженек, Вацлав Подестат - Город в современной чешской фотографии

Город в современной чешской фотографии
Иржи Крженек, Вацлав Подестат

Иржи Крженек.
Из серии «Гипермаркет в Праге». 
2000. 
Собственность автора Иржи Крженек.
Из серии «Гипермаркет в Праге». 
2000. 
Собственность автора Иржи Крженек.
Из серии «Гипермаркет в Праге». 
2000. 
Собственность автора Вацлав Подестат.
Из серии «Люди», Барселона. 
2002. 
Собственность автора Вацлав Подестат.
Из серии «Люди», Берлин. 
1995. 
Собственность автора

Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора

Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора

Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора

Вацлав Подестат. Из серии «Люди», Барселона. 2002. Собственность автора

Вацлав Подестат. Из серии «Люди», Берлин. 1995. Собственность автора

Москва, 19.04.2004—19.06.2004

выставка завершилась

Государственный Центральный музей современной истории России

ул. Тверская, д.21

Поделиться с друзьями

Частное собрание, Чехия

Частное собрание, Чехия

Свернуть

О выставке

1990-е годы знаменовали собой совершенно новый период в истории чешской фотографии: цензура прекратила свое существование, начался выпуск новых газет и журналов, открылись частные издательства и фотоагенства. Помимо факультета кино, телевидения и фотографии Академии исполнительских искусств в Праге, фотографию начали преподавать еще в пяти высших учебных заведениях. После распада Чехословакии и основания Чешкой республики и Словакии в 1993 г. сократилось число потенциальных покупателей периодических изданий и книг. Претерпевала заметные изменения и документальная фотография. Одни фотографы, лишившись возможности иронизировать по поводу коммунистического режима, долгое время не могли найти достойного сюжета для съемок. Другие, тем не менее, продолжали работу, пользуясь возможностями, которые предоставила им обретенная свобода. В этой ситуации тема города становилась все более популярной.

Виктор Коларж продолжил развитие общих тем в работах из Остравы, центра чешской тяжелой промышленности, где традиционно рабочий и шахтерский образ жизни начинал поражаться микробом глобального потребительства, а последствия экономических реформ, особенно в среде безработных, становились все более очевидными. Антонин Кратохвил, живущий ныне в Нью-Йорке, получил международное признание благодаря фотографиям из восточной и центральной Европы периода великих преобразований. В его альбоме 1997 года «Разбитые мечты» есть необычайно экспрессивные портреты знаменитостей и исключительные, визуально эффектные фотографии участников чудовищных конфликтов в различных частях мира.

Индржих Штрейт, продолжая свои поиски красоты, нежности, любви и дружбы в современных деревнях Великобритании, России и Японии, тем не менее, обращается и к городской теме (фотографии города Лориан во Франции). Для Даны Киндровой, фиксировавшей жизнь как при тоталитарном режиме, так и в период преобразований (вывод советских войск, лагеря беженцев и православные монастыри), основной темой стала жизнь женщин в различных уголках нынешней Европы со времен перемен ноября-декабря 1989 г. Ярослав Барта, посвятивший себя издательской, а в недавнее время и преподавательской деятельности, выступает в качестве хрониста социальных трансформаций, произошедших в жизни чешской деревни и города.

Вместе со своими коллегами Даниэла Хорничкова, Зденек Хелферт и покойный Иван Люттерер в 1999 г. издали книгу «Конец века в Чехии: перемены в Богемских землях, 1898-1998». Карел Цудлин продолжил публикацию больших циклов фотопортретов простых людей из Чехии, Украины и Израиля, отражающих жизнь беженцев и вывод советских войск. Ярослав Кучера в своем творчестве вновь возвращается к фотодокументу и репортажу: в его фотографиях широко представлены маргинальные слои общества — проститутки обоего пола, алкоголики, бездомные, наркоманы и стриптизерши из дешевых пражских пивных. Его фотографиям свойственна специфическая смесь сарказма, всепрощения и доброты. Иржи Ханке подготовил социологическую серию портретов сегодняшних предпринимателей из города Кладно, пострадавшего от банкротства самого крупного местного предприятия — Польдийского металлургического комбината.

Многие документалисты младшего поколения предпочитают более субъективный подход к реальности, используя в своем творчестве визуальные метафоры и символы. Так, Вацлав Подестат, в масштабной серии «Люди» подчеркивает фантастически двусмысленные и таинственные качества и свойства, соотнося визуальные символы и метафоры с межличностными отношениями и общечеловеческими ценностями. Визуально сглаженные фотографии Эвжена Собека из альбома «Се человек», апеллируя к общезначимому, поддаются самой широкой интерпретации, в то время как фотографии Томаша Поспеха из тюрьмы в Яблонеце над Нисой, помимо субъективной стороны, имеют и удручающие конкретно социологические аспекты. Эти качества столь же присущи экспрессивным фотографиям Иржи Крженека, изображающим гипермаркеты пражских пригородов, где яркие зеленые огни подчеркивают гротескный характер мира, в котором потребительство сводит на нет человеческие эмоции и отношения. Творческое использование цвета играет все большую роль в работах молодых фотографов, недавних выпускников чешской школы фотографии. Это особенно заметно на многозначных фотографиях Штепанки Стейновой и Салима Иссы, изображающих людей в Карлине, пражском квартале, наиболее пострадавшем от наводнения августа 2002 г., в панорамных фотографиях городских пейзажей Яна Динтеры, в которых контраст ярких цветов и глубоких теней усиливает визуальную метафору; в фотографиях деперсонализированной среды Яна Бартоша, максимально обыгрывающих контрапункт холодных и теплых тонов; фотопортреты людей на пражских дискотеках работы Томаша Тржештика, с полным откровением отражающие типичные черты космополитического образа жизни значительной части городской молодежи или цикл «Обратное зеркало», созданный Маркетой Кинтеровой, который противопоставляет действительность ее отражению.

Хотя выставка «Город в современной чешской документальной фотографии» представляет лишь часть наиболее важных тенденций в работах видных фотографов, она ясно показывает, что документ, отошедший на второй план под давлением художественной фотографии в 1980-е годы, вновь занял ведущие позиции в искусстве фотографии Чешской республики. Городская среда, как никакая другая фотографическая тема, предоставляет фотографам мотивы и сюжеты современной жизни, возможности для оценки их собственных взглядов, чувств и мнений.

Владимир Биргус