Михаил Евстафьев. Красная серия. Москва. 1991
Александр Абаза. Август-91. Москва. Собственность автора
Борис Кудрявов. Зеркало войны (г. Грозный). 1996. Собственность автора
Владимир Глынин. Вокруг света. Стиль: Галина Смирнская; Ассистент фотографа: Юрий Катков; Make-up: Елена Усанова; Модели: Михаил Васильев, Дмитрий Шевченко, Алан Аль-Мухаммед, Леван Гомиашвили (President)
АЕS+F. Action Half Life. 2003. АЕС+Ф
Николай Полисский. Башня. 2000
Глеб Косоруков, Андрей Молодкин, Алексей Беляев-Гинтовт. Полюс. 2002
Георгий Первов. Без названия. 2003
Владимир Семин. Пенсионерка Н.М. Кравец. Октябрь 1997
Леонид Тишков, Борис Бендиков. Из серии «Частная луна». Собрание авторов
Владимир Вяткин. На Чеченском фронте без перемен. 2000
Сергей Чиликов. Из серии «Русские регионы». 1993 – 1995
Владимир Фридкес. Траст. Проект для журнала L’OFFICIEL. 1999
Евфросина Лаврухина. Comme des Garçons. 2003
Евфросина Лаврухина. Divertissement. 2004
Влад Локтев. 1:0. Проект для журнала L’OFFICIEL. 1999
Олег Кулик. Лолита с вариациями. 1999
Евгений Мохорев. Саша и Костя. 1999. Из серии «Подростки Санкт-Петербурга»
Владислав Мамышев-Монро. Владимир Ленин. 2002. Из серии «Жизнь замечательных Монро»
Игорь Мухин. Москва. 1998
Арсен Савадов. Донбасс. Шоколад. 2001
Валерий Щеколдин. Из серии «Чеченский синдром». 1999
выставка завершилась
Waalse Kaai 47, 2000
Проект «Новая фотография из новой России. 1991 — 2005» — попытка с одной стороны показать образ новой России, а с другой стороны проследить изменения и обозначить направления, по которым сегодня развивается современная российская фотография.
На волне перестройки в конце
Репрессии середины и конца
В 1991 году Россия вступила в новую фазу своего развития. Путч обозначил границу между советской эпохой и новейшей российской историей. Предельная политизация повседневной жизни и полное отсутствие цензуры в первой половине
В начале
В советский период в России практически не существовало фотографии моды и стиля, за исключением фотографий Родченко, где основными моделями оказывались Лиля Брик, Варвара Степанова и круг ближайших друзей. В то время в стране практически не было модных журналов и само понятие моды было «не модным». Тоталитарная идеология требовала от людей жизни во имя светлого будущего, при минимальном материальном обеспечении настоящего. Нищета 1920–1930-х годов, постоянный дефицит всего, в том числе и одежды, в эпоху брежневского застоя отрицали само понятие модной индустрии. Модные дома Государственного универсального магазина и появившийся позднее Дом моды Славы Зайцева организовывали показы мод, однако они проходили для узкого круга лиц, и их фотодокументация оставалась лишь в архивах самих Домов моды. Сегодня эти безымянные фотографии сохраняют аромат эпохи, но они выпадают из контекста мировой фотографии моды, которая стремительно развивалась во всем мире и была абсолютно недоступна за железным занавесом в Советской России.
В середине
Однако уже к концу
Литературность, присущая русскому современному искусству в конце
«... Богаты мы едва ли с колыбели ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как долгий путь без цели,
Как пир на празднике чужом...».
С перегруженной эстетикой китча «новых русских» иронично полемизирует серия Владимира Глынина «Первый парень» (журнал PLAYBOY, стилист Галина Смирнская). Ярко выраженная ностальгия по советскому прошлому становится типологической моделью для множества съемок, в том числе серии «Экспрессия» Михаила Королева (журнал PLAYBOY, стилист Галина Смирнская).
В начале своего становления fashion-фотография в России еще не связана жесткими канонами, диктуемыми утилитарными законами рынка, и отличается буйной фантазией и экстравагантностью сюжетов («1:0» Влада Локтева, стилист Елена Баканова, журнал L’Officiel; «Траст» Владимира Фридкеса, стилист Елена Баканова, журнал L’Officiel, многие работы Евфросины Лаврухиной или Ольги Тобрелутс). В последние годы отчетливое влияние глобализации приводят к постепенной утрате самобытности при сохранении авторской манеры лидеров, успевших завоевать авторитет в этой области фотографии.
С середины
Советские фотографы создавали и утверждали социалистические мифы. Советское неофициальное искусство и искусство эпохи перестройки осуществляло деструкцию этих мифов. Русское искусство конца ХХ — начала ХХI века, и в том числе арт-фотография, анализирует реальность страны, переживающей переходный период и пытающейся обрести стабильность, иронизируя над самим процессом мифотворчества и одновременно манифестируя заново появляющуюся потребность в этом виде деятельности.
В конце
В середине
Олег Кулик — культовый персонаж российской арт-сцены, получивший международное признание своими знаменитыми перформансами «Человек-собака». В эпоху техногенной цивилизации и начальный период русского капитализма «с нечеловеческим лицом» он демифологизирует оппозиции человеческое — животное, живое — мертвое, сознательное — бессознательное. Кстати, тема бессознательного тоже относилась к запретным зонам в эпоху чистого советского сознания. Предельные чувственность и физиологичность, свойственные каждому из его проектов, присущи и его серии «Лолита с вариациями» (1999), разрушающей привычный социальный механизм защиты, базирующейся на картезианских представлениях о мире.
Группе «АЕС+Ф» (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) свойственна жесткая постановка философских, экзистенциальных и социальных вопросов, предельная артикуляция художественного концепта, имеющего ярко выраженную профетическую направленность. Каждый их новый проект, будь то «Подозреваемые» (1998) или «Action Half Life» (2003), — своеобразная провокация, заставляющая трещать по швам наши привычные представления о добре и зле, грехе и невиновности, добродетели и пороке.
Серия «Подозреваемые» — четырнадцать портретов девушек в возрасте до 18 лет. Семь портретов сняты в колонии строгого режима для малолетних преступников, совершивших убийства с особой жестокостью. Семь фотографий — портреты учениц средних учебных заведений Москвы, девочек из более или менее благополучных семей. В инсталляции «Подозреваемые» портреты девочек-убийц и девочек с нормальной судьбой перемешаны в случайном порядке. По этическим соображениям точная информация о каждой из участниц этого проекта является закрытой и известна только авторам проекта. Между тем зрителям предлагается попытаться ответить на вопрос о том, кто из изображенных на портретах оказался способным на тяжкое преступление. Каждый из зрителей ощущает себя в экзистенциальной ситуации героем Достоевского, задавая вопрос, мог ли бы и он сам оказаться в ряду «Подозреваемых»?
Кроме экзистенциальных, инсталляция ставит и социальные вопросы. Женская и детская агрессивность в исключительных случаях существовала и существует во все времена и во всех цивилизациях. Но есть эпохи, когда этот феномен проявляется особенно сильно, выражая кризисное состояние в переломные моменты развития общества. Именно это случилось в России в середине
Серия «Action Half Life» также посвящена детям, и само название серии повторяет название игры, растиражированной в миллионах экземпляров на всех континентах. Ее герои — подростки, работающие в модельных агентствах и выбранные по кастингу среди пятисот претендентов. Кстати, модельные агентства сегодня в России — самая престижная форма образования и социального самоопределения ребенка, активно вытесняющая традиционно статусные в Советской России балетные, художественные, музыкальные школы, спорт и естественно-научную специализацию. Пейзаж проекта — Синайская пустыня, достойная новых эпизодов «Звездных войн». Как Адам и Ева в райском саду, герои проекта запечатлены в момент соблазна, когда им в руки дается страшное орудие уничтожения, но они еще не знают о существовании ада и рая. Помещая детей в мир
В отличие от большинства участников выставки Николай Полисский воплощает свои утопии не в пространстве воображения, а на земле. Художественные акции он проводит в небольшой заброшенной деревушке, вовлекая в них все трудоспособное население, в последние годы пребывавшее в полулетаргическом состоянии. Его грандиозные перформансы инспирированы исконными народными обычаями и опытом русского авангарда ХХ века. В результате коллективного воплощения поэтических метафор художника стихия игры и праздника пробуждает витальную энергию в жителях деревни, становящихся соучастниками творческого процесса. Она аккумулируется в созданных ими грандиозных сооружениях, например, в подобии Вавилонской башни из сена, оказывающихся эфемерными, как все глобальные мифы ХХ века. Возникнув как часть пейзажа, его утопии в нем же и растворяются. Так, башню из сена съедают коровы.
Для русского искусства второй половины ХХ века прежде всего была характерна фиксация на собственно российских проблемах, что было следствием, с одной стороны, длительного изоляционизма, а с другой, — отсутствием серьезной философской, политической, исторической рефлексии происходящего в стране. Сегодня ситуация меняется, художники становятся более открыты к глобальным экзистенциальным проблемам, которые Россия делит со всем миром. Так «Рыбаки-растения» Ольги Чернышевой или серия ее лайт-боксов «Улица сна», несмотря на то, что они сняты на российском материале, ставят общечеловеческие вопросы одиночества и иллюзорности нашей памяти.
Выставка «Новая фотография из новой России. 1991 — 2005» не претендует на исчерпывающее представление всех художников и тенденций, существующих в русской фотографии сегодня. Это, скорее, конспект и попытка презентации некоторых важных тенденций, существующих в искусстве фотографии, которое после долгих лет стагнации в последнее десятилетие переживает очевидный подъем.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»