Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
Яна Романова. Из проекта «Швилишвили». 2013—2014. Фрагмент инсталляции. Предоставлено автором
выставка завершилась
Ермолаевский пер. д. 17 (
www.mmoma.ru
С грузинского «швилишвили» переводится как «внук» или «внучка», и сама конструкция этого слова говорит о преемственности: буквально оно означает «сын сына».
Появлению книги предшествовали размышления о ценности семейной фотографии, об институте семьи в современном мире и о том, как поддерживаются родственные связи между людьми, разделенными государственными границами и трагическими семейными событиями.
Книга «Швилишвили» вобрала в себя историю моего знакомства с родственниками, живущими в Грузии. Связующим звеном между грузинской и российской ветвями нашей семьи были мои дедушка с бабушкой, которые жили в Санкт-Петербурге. В январе 1999 года они оба были убиты, и с тех пор общение между двумя частями семьи практически прекратилось. Лишь много лет спустя, приехав в Тбилиси в отпуск, я неожиданно обнаружила, что у меня в этой стране много родственников.
Знакомство с грузинской родней сопровождалось ритуалом коллективного фотографирования: каждого нового родственника я просила сфотографироваться с другим членом семьи, которого он сам выберет. В результате эта цепочка протянулась от маленькой грузинской деревни Сакашети и, соединив несколько десятков человек, закончилась на петербургском кладбище, на могиле моих бабушки и дедушки. Этому посвящена первая часть книги.
Вторая ее часть связана с тем, что, как выяснилось, многие мои родственники в Грузии хранят у себя бабушкины фотографии. Бабушка посылала им эти снимки с тех пор, как вышла замуж и переехала в Петербург, и раньше я никогда их не видела. Собирая по крупицам эти свидетельства разных событий ее жизни, я пытаюсь сложить их в определенную линию, последовательность, которая рассказала бы мне, какой она была. Но писем не осталось, подробностей никто не помнит, и все, что мне остается, — видеть в них улики, какими они смотрят на меня из старых пакетов, в которых хранят семейные фотографии мои родственники.
Генеральный информационный партнер |