Сейду Кейта. Без названия, 1952-55. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1952-55. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1956-57. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1949-51. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1959-60. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1959. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1956-57. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1958. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1952-55. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1956-57. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1952-55. Серебряно-желатиновая печать
Сейду Кейта. Без названия, 1952. Серебряно-желатиновая печать
выставка завершилась
Знаменитый коллекционер и фотограф Жан Пигоцци, чью персональную выставку представлял Мультимедиа Арт Музей, Москва в прошлом сезоне, уже показывал в Москве снимки Уиджи «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес» из своей коллекции. В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей представляет более 150 работ Сейду Кейта из коллекции Жана Пигоцци, которые дадут возможность получить полное представление о творчестве этого выдающегося фотографа.
Фотографии Сейду Кейта привлекли внимание французского искусствоведа Андре Манина в 1991 году, когда он увидел выставку африканского искусства в Нью-Йорке. На ней его потрясли три фотопортрета, на этикетках к которым были написаны только даты 1952 — 1954 гг. Вскоре Андре Манин понял, что снимки были сделаны в столице Мали Бамако, и незамедлительно отправился туда на поиски автора фотографий. Вот как он описывает свой приезд в Бамако: «Я узнавал нужную информацию от людей. Вначале я случайно встретил человека, который чинил фотоаппарат перед своей студией. Я показал ему снимки, и он сказал, что их снял старик Кейта, который живет напротив центральной тюрьмы. Потом я узнал, что мне помог найти Кейта другой фотограф Малик Сидибе». Манина и Кейта встречались три раза, после чего фотограф согласился посмотреть фотографии и подтвердил, что это он был их автором. «Кейта был скрытным и сдержанным человеком, общался со мной на дистанции, — вспоминает Андре Манин — но когда он понял, что я хочу сделать его работы известными, он согласился отдать мне 200 негативов, которые тщательно пересчитал». В 1993 году фотографии Кейта показали во Франции, а в 1994 году в рамках месяца фотобиеннале выставка Кейта прошла в Фонде современного искусства Картье, которая открыла Сейду Кейта широкой публике. В том же году впервые состоялся фестиваль африканской фотографии в Бамако, где было заново открыто творчество Кейта — в первую очередь это касается снимков, созданных в
Сейду Кейта начал фотографировать в 1945 году в возрасте 24 лет, когда дядя подарил ему камеру 6×9 дюймов и пленку. Сначала он пробовал снимать членов семьи, параллельно с этим снимал в ателье, хотя первое время, по его собственным словам, получалось не очень хорошо — модели шевелились, а у него от волнения тряслись руки. В 1948 году Кейта начал самостоятельно печатать черно-белые фотографии и ставить на них именной штамп.
В 1949 году Кейта купил новую фотокамеру 5×7 дюймов и стал снимать людей в студии на фоне задника. Клиенты были самые разные — от клерков и владельцев магазинов до президента республики. Сейду Кейта любил повторять, что его работа всегда была мотивирована одним чувством — чтобы клиент остался доволен. Ему было важно, чтобы портреты получались максимально отчетливыми и прекрасными. Он не искал людей, он работал с теми, кто к нему приходил сам. Он не любил комментировать свои работы. Фотограф вспоминал, что старался учитывать желания моделей — подбирал фон, выдавал модные «европейские» наряды и аксессуары тем, кто не мог их себе позволить, но хотел выглядеть по парижской моде.
Сейду Кейта никогда не выезжал из Бамако, не встречал ни одного иностранного фотографа и даже не видел их фотографий, за исключением каких-нибудь снимков из каталогов Manufrance. Он снимал одной и той же камерой и бережно хранил все негативы, чтобы клиенты при желании могли заказать копии.
Сейчас фотонаследие Сейду Кейта представляет интерес как уникальный социологический портрет эпохи и жизни континента, который мы до сих пор открываем. Одновременно снимки Кейта оказались еще и потрясающими произведениями искусства, созданными по канону, но без всяких ухищрений. Сейчас они общепризнано считаются сокровищами мировой фотографии ХХ века.