Лев Мелихов. Рим. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Григорий Ярошенко. Рим. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Лев Мелихов. Рим. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Мишуков. Париж. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Мишуков. Париж. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Георгий Первов. Париж. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Георгий Первов. Париж. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Игорь Мухин. Из серии «Париж»
Игорь Мухин. Из серии «Париж»
Наталья Павловская. Париж. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Лев Мелихов. Антверпен. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Греви. Тоскана. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Греви. Тоскана. 2003. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Валерий Сировский. Из серии «Тоскана». Собрание автора
Валерий Сировский. Тоскана. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Тим Парщиков. Толедо. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Греви. Бельгия. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Владимир Греви. Венеция. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Лев Мелихов. Венеция. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Тим Парщиков. Венеция. 2003. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Александр Слюсарев. Флоренция. 1995. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Наталья Павловская. Марсель. 2004. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
Лев Мелихов. Лондон. 2005. Из коллекции музея «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
Лиссабон, Португалия
Брюссель
Bibliotheque Solvay
Лиссабон
Galeria Torreao Nascente da Cordoaria Nacional
Уже в середине XIX века в Россию направляется первый фотографический десант зарубежных фотографов — Роджер Фентон, Жан-Шарль Ланглуа и др., получивших задание снимать театр военных действий во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. Их снимки стали первыми фоторепортажами с войны и одновременно открыли миру юг России. В это же время Фентон делает первые снимки московского Кремля.
Зарубежные фотографы активно снимают Россию конца XIX — начала ХХ в. Русских фотографов, снимавших в это время Европу, гораздо меньше. Несмотря на то, что в это время Россия переживает фотографический бум и по количеству фотоателье почти обгоняет Францию, в основном профессионалы-фотографы сосредоточены на российских реалиях. Зарубежные фотозарисовки того времени — в основном удел любителей. Немногие зарубежные фоторепортажи из Советской России середины-конца
Хрущевская оттепель конца 1950 — начала
Российские фотографы начали снимать Европу и другие континенты лишь в последнее десятилетие, когда падение «железного занавеса» предоставило им возможность свободного передвижения по миру. До этого подобная роскошь была доступна лишь некоторым избранным счастливцам, которым дозволялись зарубежные командировки, как, например, Георгию Петрусову, Дмитрию Бальтерманцу, Льву Бородулину. Многие десятилетия в России существовало два мифа о Европе: официальный — о страшном и опасном обществе бесчеловечного капитализма, и другой — формировавшийся в противодействие советской пропаганде — о «Рае на земле» и обществе всеобщего благополучия. Реальность, которую увидели российские фотографы за рубежом, оказалась непохожей ни на то, ни на другое. Именно она продиктовала координатную сетку, направляющую взгляд свободно и непредвзято, стимулировала личное раскрепощение и доверие индивидуальному эмоциональному переживанию каждого из авторов.
Тринадцать участников выставки «Русский взгляд на Европу» — люди разных поколений. Некоторые из них, как Валерий Сировский (р. 1939) или Александр Забрин (р. 1948), большую часть своей жизни прожили в Советской России. Тимофей Парщиков (р. 1983) или Наталья Павловская (р. 1982) — дети перестройки, взрослевшие уже в новой России. Их всех объединяет принципиальное отсутствие заранее заданной идеологической или концептуальной установки по отношению к «другой» европейской действительности, которая так часто проявляется у зарубежных фотографов, снимающих Россию. В Европе они снимают то, что составляет их экзистенциальную доминанту в России.
Так, Владимира Греви, Валерия Сировского, Льва Мелихова, Григория Ярошенко прежде всего занимают проблемы архитектоники пространства, природного или архитектурного. Наверное поэтому, именно Италия оказывается в центре их внимания. Жестко структурированный взгляд Владимира Греви, культурологическая рефлексия Льва Мелихова и тонкая лирика Валерия Сировского представляют три разные и очень личностно окрашенные версии русского взгляда на Италию.
Семена Файбисовича, Александра Слюсарева, Тимофея Парщикова интересует в первую очередь визуальные парадоксы, взаимоотношения света, цвета и предметного ряда в новой культурной среде. Игорь Мухин, Владимир Мишуков, Наталья Павловская, Андрей Гордасевич фокусируют свое внимание на человеке. Им интересны яркие персонажи и моменты предельной свободы самовыражения. В Советском Союзе коллективное доминировало над индивидуальным. Быть «непохожим» было не принято и опасно. Проявление многовековой европейской толерантности к индивидууму и индивидуальному становятся предметом пристального внимания русских фотографов в Европе.
Фотографии Георгия Первова и Александра Забрина разрушают туристические мифы. Снимая культовые места паломничества иностранцев — Эйфелеву башню, сад Тюильри и др., они предлагают новые ракурсы и создают новую атмосферу, взрывая традиционную схематизацию предметов и явлений.
Раскрываясь перед русскими фотографами, Европа раскрывает каждого из них. Чутко прислушиваясь и пристально вглядываясь в детали и детальки, через которые раскрывается неповторимая аура и самобытность каждой из стран, попадающих в объектив фотографов, авторы невольно привносят в снимки опыт сравнения с российскими реалиями, находя как точки соприкосновения, так и моменты диссонанса. Сама возможность этого сравнения оказывается бесценным опытом взаимопонимания.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»