Я. Штейнберг. Первый в мире многомоторный аэроплан «Русский Витязь» конструкции И.И. Сикорского. 1913 г. Собрание Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, г. Санкт-Петербург
Неизвестный фотограф. По Забайкальской железной дороге идет первый поезд. 1903. Собрание МАММ
Неизвестный фотограф. Биплан «Фарман» и легковой извозчик на корпусном аэродроме. 1911. Собрание МАММ
Петр Павлов. Воскресная площадь. Вид на здание Городской Думы. Москва. 1890–1900-е. Собрание МАММ
Неизвестный фотограф. Художник Казимир Малевич с друзьями. Слева направо: П. Филонов, М. Матюшин (стоят); А. Крученых, К. Малевич, О. Школьник (сидят). 1913. Собрание МАММ
Карл Булла. Федор Шаляпин в гостях у Ильи Репина в Куоккале. 1900. Собрание МАММ
Карл Булла. Невский проспект. Санкт-Петербург. 1910-е. Собрание МАММ
Захар Виноградов. В стойбище Маточкин Шар. Остров Новая Земля. 1908. Собрание МАММ
Неизвестный автор. Продавец арбузов на Сущевском рынке. Москва. 1900-е. Собрание А. Мелитоняна
Максим Дмитриев. Нижегородская ярмарка. Возле цирка братьев Никитиных. 1900-е. Собрание Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области
Николай Вечерский. Пароход «Гурзуф» в ялтинском порту. 1908. Собрание МАММ
Владимир Шухов. Московский каток. Дочери Ксения и Вера. 1906. Частная коллекция
выставка завершилась
1062, проспект Андраши, 120
ruscenter.hu
Стокгольм
Галерея «Thielska»
Будапешт
Российский центр науки и культуры
Выставка является частью уникального мультимедийного проекта музея «Московский Дом фотографии» по фотоархивации российской истории «Россия. ХХ век в фотографиях». Его цель — проследить реальный ход исторического процесса в минувшем ХХ веке, воссоздать достоверный образ событий и персоналий ушедшего времени.
Выставка охватывает самые разные аспекты жизни России в начале ХХ века — от празднования 300-летия дома Романовых до семейных праздников, домашних театров, уличных сцен... Россия, какой она была в действительности — жизнь огромной империи накануне Первой мировой войны представлена во всем разнообразии: столицы и провинции, дворцы и лачуги, роскошь и нищета, армия и мирная жизнь. Широко представлена культурная жизнь начала века: зарисовки из Московского Художественного и Мариинского театров, прием гостей в усадьбе И.Е.Репина «Пенаты» и «день белой ромашки» (день борьбы с туберкулезом), Лев Толстой в Ясной Поляне и костюмированный русский бал в Зимнем дворце, Максимилиан Волошин в Коктебеле и ХХVII Передвижная выставка в Москве. Особое внимание уделено архитектуре и городскому пейзажу Москвы, Санкт-Петербурга, уездных городов России.
Интенсивный поиск будущих путей развития человечества невозможен без понимания и осмысления уроков прошлого. История России ХХ века писалась и переписывалась не один раз. Между тем, одним из самых достоверных материальных свидетельств прошедшей эпохи была и остается фотография. Собрание фотолетописи Российского государства последнего столетия необходимого для самоидентификации с собственным прошлым, а также для обретения ценностных ориентиров, обращенных в будущее. Цель выставки — возможность непредвзято посмотреть на развитие российской истории начала ХХ века и ответить на простые вопросы «что?», «где?», «когда?». Фотографии помогают нам эмоционально пережить события дней минувших и задуматься о том, что каждый из нас является непосредственным участником создания истории своей страны. Каждая минута, проживаемая нами, становится бесценным фактом истории.
На выставке представлены около 100 работ российских фотографов ХХ века, среди которых знаменитые Петр Павлов и Максим Дмитриев, Карл Булла и Иосиф Оцуп, и одновременно фотографов-любителей, но чьи свидетельства нам также крайне важны: Софья Толстая (жена Л.Н.Толстого), Владимир Шухов (всемирно известный инженер, изобретатель, архитектор), Петр Веденисов (пианист), а также фотографии неизвестных авторов, имена которых пока еще не значатся в истории российского фотографического искусства, чему виной историческое забвение.
Интерес к истории — это интерес к деталям. Ощущение смысла собственного бытия дает знание того, как и чем жили наши родители и деды. От этого зависит и мера нашей ответственности за то, что именно увидят наши дети, смотрящие на фотографии сегодняшней жизни.