Розмари Трокель. Без названия. 1996. Акрил, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
Розмари Трокель. Сиеста. 2000. Акрил, карандаш, бумага © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
Розмари Трокель. Без названия (Рисующая машина). 1990. Машина: железо, ДСП, войлок, кисточки и др. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
Розмари Трокель. Без названия. 1978. Фломастер, бумага © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
Розмари Трокель. Без названия. 1988. Гуашь, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
Розмари Трокель. Без названия. 1995. Угольный карандаш, бумага. © VG Bild-Kunst Фотограф: Бернхард Шауб
выставка завершилась
Розмари Трокель
18 сентября 2019 — 17 ноября 2019
Стратегический партнер музея: Tele2
Куратор: Гудрун Инбоден
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель. Соорганизаторами выступают Институт связей с зарубежными странами (ifa) и Гёте-Институт в Москве.
Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Институтa связей с зарубежными странами в Штутгарте, куда входили проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. Это говорит не только о положении, которое творчество Трокель занимает в истории современного искусства. В определённом смысле, взгляды ее старших коллег также были отправной точкой для развития идей художницы.
На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель согласиться не могла. Она с уверенностью заявляет свою собственную позицию и противопоставляет фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы в исключительной степени отражают женское измерение художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.
Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она подбирает ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения, при этом не обозначая конфликт напрямую и не впадая в догматику. Юмор и ирония помогают ей занять дистанцию — возникает ощущение, что во время работы Трокель будто наблюдает за собой со стороны и всегда сохраняет самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в обществе в целом, так и сфере искусства. Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисующей машине» (1990), которая представлена на нашей выставке, Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью, «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».
В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила в создании «вязаных картин», напоминающих размещенные на стене минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщины, от их традиционных функций. Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техникой. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — эти вязаные картины и конфорки также смогли проникнуть в музей как вещи в статусе искусства.
В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейных высказываний и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю ее работы могут показаться внутренне противоречивыми и сложными для понимания. Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами непрерывного исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах. При этом каждая серия ее работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет приобретают многочисленные воплощения в разнообразных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.
Использование традиционных и новейших выразительных средств в произведениях Трокель позволяет ей устанавливать самые глубокие связи. Это особенно характерно для рисунков тушью, углем и карандашом, коллажей и компьютерных изображений, занимающих важное положение в творчестве художницы. Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Но, как хорошо видно в недавних крупноформатных работах, рисунок представляет собой отдельное направление в ее искусстве. Поэтому, наряду с видео, графике Розмари Трокель на нашей выставке отведено особое место.
Образовательная программа к выставке