Херб Ритц. Стэфани с цветком. Лос-Анджелес, 1989. © Herb Ritts Foundation
Херб Ритц. Татьяна с головой, покрытой вуалью (непроницаемый вид). Джошуа-Три, 1988. © Herb Ritts Foundation
Херб Ритц. Мадонна, (профиль для альбома «True Blue»). Голливуд, 1986. © Herb Ritts Foundation
Херб Ритц. Водопад IV. Голливуд, 1988. © Herb Ritts Foundation
Херб Ритц. Алек Век. Лос-Анджелес, 1998. © Herb Ritts Foundation
Херб Ритц. Задний кульбит. Парадайз Ков, 1987 © Herb Ritts Foundation
выставка завершилась
В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет ретроспективу знаменитого американского фотографа, режиссера и продюсера Херба Ритца. Ему принадлежат портреты, сформировавшие образы таких звезд, как Мадонна, Майкл Джексон и Ричард Гир, а также целый ряд модных фотографий, на которых великолепные платья от Versace и идеальные тела моделей погружены в потоки яркого света.
Выставка «На свету» представляет собой ретроспективу Херба Ритца: она включает и самые известные из его работ, и ранее не выставлявшиеся снимки, предоставленные Фондом Херба Ритца в Лос-Анджелесе. В экспозицию вошли снимки, выполненные в разных техниках и жанрах: от впечатляющих платинотипий до среднеформатных серебряно-желатиновых отпечатков; от портретов и снимков в жанре «ню» до фэшн-фотографий и репортажных съемок из Калифорнии и Африки.
Ритц родился в Лос-Анджелесе в состоятельной семье, изучал историю искусств и экономику в Бард-колледже (Bard College) в Нью-Йорке, по окончании которого вернулся в Калифорнию и стал работать торговым представителем в компании отца, занимавшегося мебельным бизнесом. Ритц с юности увлекался фотографией, фотографировал друзей и даже вполне успешно предлагал свои снимки глянцевым журналам. Его карьера в качестве профессионального фотографа началась в 1978 году. Во-первых, в 1978 году Ритц сфотографировал Джона Войта во время съемок фильма Франко Дзеффирелли «Чемпион», и его снимок оказался настолько удачным, что был опубликован в журнале «Newsweek». Во-вторых, в 1978 году произошла еще одна встреча, повлиявшая на дальнейшую судьбу Ритца-фотографа: на автозаправке он познакомился с начинающим актером Ричардом Гиром и уговорил его позировать. Благодаря этим фотографиям, Гира заметили в Голливуде, а Херб Ритц решил серьёзно заняться фотоискусством.
Ритц обладал безукоризненным чувством стиля. В своих работах он следовал правилам классической композиции, находясь в постоянном диалоге как с искусством Ренессанса, так и с фотографией начала XX века. Плененный формальной строгостью работ немецкого фотографа Герберта Листа, вдохновившего его на создание многих произведений, Ритц уделял особое внимание деталям, тщательно выбирал ракурс и свет.
Каждый портрет Ритца — результат глубокого понимания, интеллектуальной близости, а нередко и дружбы. Благодаря фотографиям Ритца сформировался многоликий образ Мадонны, а один из сделанных им снимков стал обложкой True Blue — первого успешного альбома певицы. Лиз Тейлор, еще одна большая подруга фотографа, также доверила свое хрупкое тело камере Ритца: ее белая голова, обритая из-за операции по удалению опухоли на головном мозге, вызывающе заполняет собой кадр, образуя элегантный силуэт на черном фоне. Можно еще вспомнить гибкую фигуру Тины Тернер, взгляд сквозь стекла очков Уильяма Берроуза, надутые, как шары, щеки Диззи Гиллеспи на белом фоне....
В портретах Ритца нет стандарта, нет раз и навсегда установленной формулы: всякий раз фотограф находил простое и оригинальное решение. И всякий раз — как это случилось в серии с пятью супермоделями — ему удавалось создать самостоятельное, ни на что не похожее произведение искусства.
С 80-х годов фотограф активно сотрудничал с музыкантами, не только создавая обложки для их альбомов и синглов, но и делая для них видеоклипы. В 1991 году Херб Ритц был удостоен награды MTV Video Music Awards за клипы для Криса Айзека («Wicked Game») и Джанет Джексон («Love Will Never Do (Without You»).