Эммануил Евзерихин. Кинотеатр «Родина» у станции метро «Семеновская». Москва, вторая половина 1940-х. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Эммануил Евзерихин. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Москва, 1939. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива/ Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва/
Эммануил Евзерихин. Водопроводная станция. Зал фильтров Москва, 1939. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Самолет «Правда» из агитэскадрильи им. Максима Горького на Пушкинской набережной 1940—1941 Авторский серебряно-желатиновый отпечаток Borodulin Collection
Эммануил Евзерихин. Детский сад перед строящимся зданием МГУ. Москва, 1952. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин . Шуховская башня. Москва, 1935. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Ученики на перемене. Образцовая школа №9 им. Урицкого. Москва, 1930 . Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Физкультурный парад на Манежной площади. Москва, 1938. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Эммануил Евзерихин. В детском саду. 1930-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Военный парад на Красной площади. Москва, 1939. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Военный парад на Красной площади. Москва, 1952. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва..
Эммануил Евзерихин. Военный парад на Красной площади. Москва, 1952. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Физкультурницы. Москва, конец 1930-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин . Утренняя зарядка. 1938. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Спортивный парад. Москва, конец 1930-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Спортивный парад на стадионе «Динамо». Москва, август 1947. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Спортивный парад на стадионе «Динамо». Москва, август 1947. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Физкультурный парад на Красной площади. Москва, 1952. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Гражданская оборона. Учения по химзащите. Москва, 1939. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Спортивный парад на Красной площади. Москва, 1930-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин Иосиф Сталин Москва, 1935 Серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин Иосиф Сталин Москва, 1935 Серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин Иосиф Сталин среди делегатов II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Москва, февраль 1935 Серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Торжественный концерт в Большом театре, посвященный 30-й годовщине Октябрьской революции. Москва, 1947. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. ЦПКиО. Скульптура «Девушка с веслом». 1936. Серебряно -желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Гостиница «Украина». Разделка рыбы на кухне Москва, 1957. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин . МГУ. Москва, 1953. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин . Клумба перед МГУ. Москва, 1952. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин . Иллюминация во время карнавала в ЦПКиО им. Горького, посвященного публикации проекта Конституции СССР. Москва, 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Иллюминация во время карнавала в ЦПКиО им. Горького, посвященного публикации проекта Конституции СССР. Москва, 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Торжества, приуроченные к публикации проекта. Конституции СССР. Москва, 1936. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Москва ночью. 1960-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Праздничный салют над Москвой. 1950-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Коллекция А. и Л. Бородулиных.
Эммануил Евзерихин. Праздничная иллюминация. Москва, 1949. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. На просторах Волги. 1950-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Эммануил Евзерихин. Никита Хрущев и Андрей Андреев. 1930-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Москва, 1935. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. Боевой расчет Седьмой пожарной части. Москва, конец 1930-х. Серебряно-желатиновый отпечаток с оригинального негатива Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Эммануил Евзерихин. ЦПКиО им. Горького. Москва, 1930-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
выставка завершилась
Эммануил Евзерихин
Ретроспектива
Кураторы: Сергей Бурасовский, Ольга Свиблова
Эммануил Евзерихин — классик российской фотографии, родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 1920-х годов уже 15-летним юношей начал работать внештатным фотокорреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в «Фотохронике ТАСС». В 1934 году переезжает в Москву и продолжает работу в главном фотоагентстве СССР.
1920-е годы — расцвет советской фотографии и, прежде всего, советского фотоавангарда. Мы прекрасно знаем работы таких великих фотографов, как Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет и др.
Именно Александр Родченко сформулировал основы фотоэстетики модернизма: крупный ракурс, героизировавший действительность, неожиданная точка съемки, диагональная композиция, придававшая снимку вектор движения. Эти модернистские опыты не могли не оказать воздействия на молодого Эммануила Евзерихина. Отголоски этой эстетики мы увидим и в его архитектурных съемках, и, прежде всего, в фотографиях военных парадов и спортивных шествий, ставших неотъемлемой частью советской жизни с 1930-х годов.
Но начало большой профессиональной карьеры молодого Эммануила Евзерихина (в 1934-м фотографу было 23 года) совпадает с временем, когда социалистический реализм становится единственной эстетикой для всех видов искусств, включая фотографию.
Работая в фотоагентстве ТАСС, Эммануил Евзерихин получил доступ к съемкам всех важнейших событий, происходивших в СССР, а также возможность делать портреты знаковых персонажей эпохи: военачальников, писателей, деятелей искусства, политиков, в том числе, Иосифа Сталина.
Работы фотохроникеров ТАСС проходили жесткую цензуру, которая меняла творческий почерк, стилистику и тематику советской фотографии.
Эммануил Евзерихин был одним из звездных авторов фотожурналистского пула ТАСС. Он был востребован, работал днями и ночами и оставил для нас всеобъемлющую фотолетопись советской страны 1930—1950-х годов, когда жизнь любого советского человека определялась волей Иосифа Сталина. На производстве, на улицах, в школах, в домах и, конечно, на массовых праздниках, портреты Сталина были важнейшим атрибутом. Естественно, портреты вождя многократно попадали и в объектив Эммануила Евзерихина.
Репрессивная политическая система, созданная Сталиным, контролировала и общественную, и личную жизнь каждого советского человека. Идеология превращала советский народ в послушное коллективное тело, и неслучайно на снимках Евзерихина так много шествий и парадов, в которых человек становился элементом узора, сотканного по замыслу постановщиков этих коллективных действий, призванных ежечасно подтверждать мощь, силу и красоту страны Советов.
Евзерихину часто доставались лучшие точки съемки из тех, на которых расставлялись фотографы официальных СМИ. Советская фотография этого периода была важнейшим средством массовой пропаганды. Визуальная мощь лучших фотографий Эммануила Евзерихина гипнотизирует нас и сегодня.
В учебниках по фотографии 1930-х годов совсем немного говорилось о том, как овладеть техникой фотографирования и печати фотоснимков. Этими навыками Эммануил Евзерихин владел в совершенстве. Гораздо больше говорилось о том, какие сюжеты должны, а какие не должны попадать в кадр. И Евзерихин был вынужден следовать этим установкам, как следовали миллионы советских людей директивам КПСС в СССР. Фотографии Эммануила Евзерихина — зеркало своего времени.
Евзерихин как фотокорреспондент прошел всю войну, сделал десятки тысяч пронзительных снимков и особенно прославился своими фотографиями обороны Сталинграда, которые стали классикой мировой военной фотографии. Их МАММ покажет в апреле в Новом Манеже в проекте, посвященном Великой Отечественной войне.
Основной массив фотографий, представленных на данной выставке, находится в собрании МАММ. Его важным дополнением являются работы из Borodulin Collection. МАММ благодарит за длительное и плодотворное сотрудничество наследников Эммануила Евзерихина, и персонально Наталью Евзерихину.