Александр Слюсарев (1944–2010) — знаковая фигура российской неофициальной художественной фотографии. С одной стороны, его снимки — это чистый формализм, прекрасная плоскость, с другой в его работах находили медитативность, концепт, оригинальную философию и даже «монументализм момента» (А. Раппапорт).
Подробнее
Александр Слюсарев (1944–2010) — знаковая фигура российской неофициальной художественной фотографии. С одной стороны, его снимки — это чистый формализм, прекрасная плоскость, с другой в его работах находили медитативность, концепт, оригинальную философию и даже «монументализм момента» (А. Раппапорт).
Слюсарев взял в руки камеру в 14 лет, стал дипломированным переводчиком с итальянского, закончив Институт иностранных языков им. Мориса Тереза. Снимал черно-белые квадраты камерой Rolleiflex, после выставки на фотофестивале в Латвии стал известным представителем «московской школы фотографии», фотографом «теней, бликов и отражений» (М. Сидлин), придумал собственный жанр «плоского пейзажа» без линейной и диагональной перспективы и вошел в группу «Непосредственная фотография» (вместе с Борисом Михайловым, Игорем Мухиным, Владиславом Ефимовым, Ильей Пигановым и Сергеем Леонтьевым).
Слюсарев снимал и людей, и пейзажи, и натюрморты, и городские улицы — органическое и неорганическое — в цвете и ч/б. Филологически образованный, Слюсарев старался вынести всю «литературу», сюжетность, нарратив за рамку кадра, признавая форму самодостаточной. «Проблема в том, — говорил он, — что фотография по своей сути — это символизм. То есть снимаемый объект становится символом самого себя и несет при этом определенное литературное содержание: условно — Петр Петрович идет за кефиром». Во время абсолютного и тотального торжества советского репортажа такая не-ангажированная альтернатива подразумевала и радикальный эксперимент, и принципиальный нон-конформизм.
Снимки Слюсарева говорят и о повседневности его времени (о лужах и диванах), и о «пустом знаке» концептуализма 1970-х, и о новой аудитории крайних индивидуалистов, оставаясь при этом и «вещью в себе», и «фотографическим симуляционным реди-мейдом, законченной инсталляцией» (Т. Салзирн)
На выставке будут показаны только черно-белые работы Слюсарева — с 1966 по 1993 год — все в авторской печати.
Свернуть