Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Бруно Барби, Йозеф Куделка, Мигель Рио Бранко, Мейселас Сьюзан - Отражение
Дорогие друзья!
12 ноября вход в музей бесплатный по предварительной регистрации на mos.ru

Отражение
Бруно Барби, Йозеф Куделка, Мигель Рио Бранко, Мейселас Сьюзан

Йозеф Куделка.
Гранджа. 
2004 Бруно Барби.
Лиссабон. 
1964 Мигель Рио Бранко.
Без названия. 
2004 Мейселас Сьюзан.
Аварийный выход на крыше. 
2004

Йозеф Куделка. Гранджа. 2004

Бруно Барби. Лиссабон. 1964

Мигель Рио Бранко. Без названия. 2004

Мейселас Сьюзан. Аварийный выход на крыше. 2004

Москва, 19.10.2005—6.11.2005

выставка завершилась

Центральный выставочный зал «Манеж»

Манежная площадь, д. 1 (карта проезда)
www.moscowmanege.ru

Поделиться с друзьями

Португалия глазами фотографов агентства Магнум

Португалия глазами фотографов агентства Магнум

Свернуть

О выставке

Церемония открытия выставки состоится при участии Министра культуры Португалии Изабель Пирес де Лима.

Выставка подготовлена Культурным центром Белем (Лиссабон) и агентством «Магнум Фото» (Париж) под патронатом BES.

Московский Дом фотографии представляет выставку «Отражение. Португалия глазами фотографов агентства Магнум». Это своеобразная летопись, портрет страны, в течение пятидесяти лет создаваемый тринадцатью фотографами легендарного французского агентства «Магнум», основанного Анри Картье-Брессоном и Робертом Капой в 1947 году.

Идея выставки возникла в 2001 году. Кураторы Культурного центра Белем обнаружили в архивах Магнума более 1000 фотографий Португалии, большинство из которых никогда не выставлялись и не публиковались. В проекте приняли участие звезды Магнума — Анри Картье-Брессон, Йозеф Куделка, Мартин Парр, Георгий Пинхасов, Сьюзан Мейселас, Бруно Барби, Мигель Рио Бранко, Инге Морат, Томас Хопкер, Брюс Гилден и др.

Первая часть выставки представляет Португалию 1955 — 1974 годов. Снимки Анри Картье-Брессона и Инге Морат, Томаса Хопкера и Бруно Барби передают атмосферу замкнутости, подавленности и закрытости, царившие в стране, отрезанной от внешнего мира при режиме Салазара, рассказывают о развале последней колониальной империи.

Вторая часть — охватывает период с апреля 1974 — по 2000 год и показывает страну после революции Гвоздик. На фотографиях Йозефа Куделки, Брюса Гилдена, Мартина Парра, Бруно Барби, Георгия Пинхасова снова появляется благочестивая, провинциальная Португалия. Маленькие, но очень элегантные старые города, сонные улицы, драматические монументальные пейзажи, цыганские общины, поселения иммигрантов попадая в объективы фотографов Магнума обретают особую индивидуальность, особый смысл.

В 2004 году по просьбе кураторов Йозеф Куделка, Сьюзан Мейселас и Мигель Рио Бранка снова отправились в Португалию. Их серии завершают полувековое путешествие по стране.

«Отражения...» — почему эта метафора автоматически появляется на сцене, когда мы говорим о фотографии?

Утопия энциклопедистов жестко зафиксировать мир и объяснить его в книгах утратила свою актуальность. Так называемая «транспарантность» фотографии, объявленная Бодлером искусством, лишенным искусства, тоже устарела. Тем не менее, метафора «зеркала» остается животрепещущей. Она определяет фотографию как документальный жанр, который в то же время «переводит» реальность на язык, полностью осознающий свою автономность.

Документалистика — это основа данного проекта: фрагментарный портрет Португалии, увиденный глазами тринадцати фотографов агентства «Магнум» на протяжении пятидесяти лет. Эти документы — зеркала, обращенные к тому, что когда-то было, и что уже никогда не повторится; при том что прошлое всегда всплывает на поверхность настоящего. Знаки, пространства, параллели, структуры... Реальность предстает отдельными кусочками и фрагментами в соответствии с восприятием каждого фотографа и его попыткой осмыслить увиденное.

Образы рождаются в дуалистическом соотношении, как в материальном, так и в духовном. Угол зрения и приоритеты каждого из фотографов создают свои метафоры. Зеркало, находясь одновременно над и поверх реальности, все равно отражает личность художника. Я бы хотела поблагодарить Дельфим Сарду, Александру Фонсека Пиньу и группу сотрудников Культурного Центра Белем за их энтузиазм и самоотверженный вклад в работу над этим проектом.

Диана Дюфур, директор «Магнум Фото»

«Приглядываться к прошлому через настоящее». Вальтер Беньямин

Всякое общество обречено сталкиваться с собственным образом, созданным теми, кто наблюдает за ним извне. Проблема здесь сводится к тому, чтобы увидеть себя глазами других людей, попытаться копнуть глубже, даже если сторонняя точка зрения напоминает нам о том, что мы хотели бы забыть, или о том, что осталось отпечатанным в темных закоулках нашей памяти. Нередко именно «пришельцы» умеют воссоздать образ, который мы бы и сами хотели выстроить, им же удается отразить и наши глубоко укорененные атавизмы.

Во многих случаях они, благодаря индивидуальной идиосинкразии, обнаруживают то, что скрыто от нас, смотрящих со слишком близкого расстояния.

Выставка, которую мы с удовольствием представляем на суд зрителя, стала результатом нашего сотрудничества с «Магнум Фото», — мы отобрали ряд работ из большой коллекции, сделанной фотографами этого агентства в Португалии, начиная с 1950-х годов. За это время, а среди посетивших нашу страну были Анри Картье-Брессон и Инге Морат, внимание фотографов привлекали совершенно определенные моменты недавней истории Португалии. Им важно было передать и атмосферу замкнутости, подавленности и закрытости, царившую в стране, отрезанной от остального мира под властью Салазара, и отразить развал последней колониальной империи. Некоторое время спустя они сумели запечатлеть радостные ощущения дней Апрельской революции и, наконец, вновь встретиться с благочестивой и провинциальной Португалией, ставшей к тому времени членом Европейского Сообщества.

Дабы как-то завершить эту картину португальской истории, мы пригласили трех фотографов агентства «Магнум», чтобы они, как и раньше, сравнили их видение страны с нашим собственным. Йозеф Куделка опять сосредоточился на пейзажах, Сьюзан Мейселас сконцентрировала внимание на иммигрантах, образ которых, возможно, наиболее ярко напоминает о пост-колониальном настоящем, а Мигель Рио Бланко вновь встретился со своим прошлым.

Эта выставка была организована Культурным Центром Белем благодаря финансовой поддержке «Банко Эспирито Санто», заслуги президента которого, Рикардо Сальгадо, в организации этого проекта стоит особо подчеркнуть. Мы также хотели бы выразить нашу признательность Сьюзан Мейселас, Мигелю Рио Бланко и Йозефу Куделке за то, каким блестящим образом им удалось открыть нас.

Итак, глядя в зеркало, где видна уже пройденная дорога (взятая из архивов) и размышляя над живым отражением настоящего, предоставленным современными фотографами, Португалия вновь имеет возможность увидеть саму себя. Теперь наша задача состоит в том, чтобы выработать критическое отношение к своей истории и задать вопросы тому зеркалу, которое вновь предстало перед нами.

Дельфим Сарду, директор выставочного центра
Культурный Центр Белем