Владислав Микоша. Председатель ЦК Коммунистической партии Китая, Председатель Центрального народного правительства Китайской Народной Республики Мао Цзэдун. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Главнокомандующий Народно-освободительной армией (НОА) Чжу Дэ и Заместитель председателя Центрального народного правительства Китайской Народной Республики Лю Шаоци на трибуне площади Тяньаньмэнь. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Китайские девушки из Народного ансамбля на площади Тяньаньмэнь в день торжеств 1 октября 1949 г. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 01.10.1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Участники Народного ансамбля на площади Тяньаньмэнь с портретом Мао Цзэдуна в день торжеств 1 октября 1949 г. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 01.10.1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Народный ансамбль выступает на площади Тяньаньмэнь в день торжества 1 октября 1949 г. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 01.10.1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. На трибуне на площади Тяньаньмэнь. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 01.10.1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Студентки театрального училища в Запретном городе - бывшем императорском дворце. Китайская Народная Республика, г. Пекин, май 1950 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Студентка пекинского театрального училища. Китайская Народная Республика, г. Пекин, май 1950 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Студенты театрального училища у кинокамеры в парке Запретного города - бывшего императорского дворца. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. День Молодежи 4 мая 1950 г. на площади Тяньаньмэнь. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 04.05.1950 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Встреча войск Народно-освободительной армии Китая (НОА). Китайская Народная Республика, г. Шанхай. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Зенитчики Народно-освободительной армии Китая (НОА). Китайская Народная Республика 21.12.1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Боец Народно-освободительной армии Китая (НОА) у боевого знамени. Китайская Народная Республика. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Генерал Народно-освободительной армии (НАО) Китая Пэн Дэхуай в группе военных. Китайская Народная Республика. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Район реки Янцзы. Ополченцы. Китайская Народная Республика. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Торжества в честь победы Народно-освободительной армии Китая (НОА). На канале. Китайская Народная Республика, г. Гуанчжоу (Кантон). 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. В районе железнодорожного вокзала. Китайская Народная Республика, г. Пекин. 1949 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Владислав Микоша. Встреча советской делегации сторонников мира. Китайская Народная Республика, г. Мукден (Шэньян). 1950 г. Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва.
выставка завершилась
Проспект Уси, 1, район Дунчэн, Пекин, Китайская Народная Республика
Владислав Микоша
Победа китайского народа в объективе советского фотографа
Выставка фотографий Владислава Микоши (1909—2004), советского и российского оператора, фотографа, сценариста и режиссера документального кино, приурочена к торжественной дате в истории Китайской Народной Республики — празднованию 100-летия Коммунистической партии Китая.
Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, он бы добился успеха во многих областях. Но он верил в предопределенность своей судьбы, в свое профессиональное предназначение быть кинооператором. Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Но в Мореходное училище в Ленинграде не прошел по состоянию здоровья — промок под дождем и заболел.
В 1929 году поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (позднее — Всероссийский государственный институт кинематографии). Фотографией в институте занимался с увлечением, совмещая ее с работой оператора. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора «Совкинохроники», снимал профессионально для газет и журналов. С 1931 года много работал именно как оператор от Севастополя до Владивостока.
В 1936 году стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». Также снимал для других центральных газет и журналов. Микоша был одним из первых, кто начал работать в цвете в советской фотографии. В 1940 году вышла серия первых цветных советских марок с его фотографиями — «ВСХВ» (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). Участвовал в фотовыставках — и в стране, и за рубежом.
В годы Второй мировой войны работал оператором и фотокорреспондентом. Его репортажи печатались в главной газете Советского Союза «Правда». За свою жизнь Микоша стал свидетелем многих исторических событий, запечатлел на пленке восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогэс, провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина и Мао Цзэдуна, Хрущева и Кеннеди, съемки Неру, Эйзенхауэра, Кастро, Тито, Гагарина…
В 1949 году по решению И. В. Сталина для работы над документальным фильмом «Победа китайского народа» в Китай была направлена советская съемочная группа, в состав которой вошел Микоша. Он стал свидетелем важнейших событий, предопределивших дальнейшее развитие страны. Народно-освободительная армия Китая освобождала территории страны на юге в завершающей стадии войны с Гоминьданом. Но самое ценное то, что его камера запечатлела исторический момент провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года. Вот как об этом знаменательном дне пишет сам Владислав Микоша: «Рано утром первого октября мы очутились на главной площади Пекина. Мне досталась самая ответственная точка на главной трибуне у самого микрофона, по которому произнесет свою историческую речь перед китайским народом великий Мао Цзэдун. Площадь Тяньаньмэнь полыхала под синим небом красным пламенем знамен, лозунгов и плакатов… Вдруг все встали. Я начал снимать. В проходе появился Мао Цзэдун, Чжу Дэ, Лю Шаоци и другие. Я снял медленный подход Мао к микрофону, его крупный план с поднятой рукой. Он долго ждал, пока успокоится площадь внизу. Я отнял камеру от глаз и увидел совсем рядом „великого вождя китайского народа“. На меня вдруг нахлынуло непонятное волнение. Меня затрясло так же, как там, на Красной площади, при первой моей встрече со Сталиным».
Представленные на выставке фотографии объединены тематикой исторических событий Китая 1949—1950 годов. Фотографии являются не просто документальными кадрами эпохи — наряду с исторической обладают большой художественной ценностью. Выполненные в духе соцреализма, они отражают стилистику того времени и демонстрируют высочайший талант фотографа в съемках: применение контрастности, образности в выборе сюжетов и ярких ракурсов. Фотографии наполнены атмосферой и солнечным светом, характерными для живописи того времени. В кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства.
Оставленная автором в Китае часть негативов была утеряна. Другая часть хранилась в личном архиве фотографа и после его смерти была передана в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва.