Пьер Жаан родился на берегах Луары на окраине леса. Очень рано познакомившись с фотографией, он избирает для своих первых фотографических опытов подлесок и темные закоулки большого семейного дома.
Став молодым человеком, он покидает родной город и банк, в котором работает, и приезжает в Париж в известную типографскую и рекламную мастерскую Реймона Жида; в то время каждый хороший фотограф должен был владеть не только тайнами фотосъемки, но и умением печатать свои фотографии. Пьер Жаан талантливо занимается и тем, и другим, доводя свои отпечатки до совершенства в темноте лаборатории.
Это был Париж 1930-х — время, когда в среде сюрреалистов растет талант таких фотографов, как Ман Рэй, Брассай и Лотар, а Кертеш, Дуано, Изис и Ронис снимают для газет и журналов — “Illustration” и “Vu” — повседневную жизнь парижан.
Пьер Жаан проявляет живой интерес к этим «безумным годам» и к исследованию общества, наслаждающегося жизнью в предчувствии Второй мировой войны.
Талант Жаана, вскоре признанный арт-директорами, проявляется с наибольшим блеском в рекламных каталогах большого парижского магазина модной одежды “Les Trois Quartiers”: его фотографии предметов и натюрмортов обладают притягательной силой и привлекают кокетливых женщин в магазин на площади Мадлен.
Пьер Жаан — настоящий человек-оркестр в области фотографии: он делает замечательные снимки Всемирной Выставки, в то же время продолжая собственные исследования повседневной жизни столицы.
Однако война приостанавливает его фотографическую деятельность, так же как и работу многих его коллег: фотопленка становится редким товаром, но, что еще важнее, Жаан отказывается предъявлять свои снимки немецким цензорам.
На самом деле, он вот уже несколько лет упорно, но втайне, работает над волнующей его темой: разборка, увоз и переплавка для немецкого фронта медных и бронзовых парижских статуй и памятников. Несколько лет спустя, он покажет эти драгоценные снимки своему другу, поэту Жану Кокто, который посоветует их опубликовать. Так, в 1946 году появится знаменитая книга «Смерть и статуи» с фотографиями Пьера Жаана и текстом Жана Кокто.
Период оккупации стал парадоксально плодотворным для Жаана: ему поручают фотосъемку для модных журналов и рекламной кампании духов марки Бриган, только что запущенной фирмой Пиге.
Этими фотографиями автору удается показать страну, экономически порабощенную войной: фотосъемка на улицах города, естественное освещение, исторические места Парижа, съемка человека в полный рост, чаще всего в фас, отказ от сложных декораций — только иногда собака или джип, символ этой бесконечной войны.
Кроме того, мода, которую он показывает — «бедная» мода: теплая куртка, туфли на танкетке и короткие платья.
В этих работах Жаан, обычно с таким мастерством использующий искусственное освещение, играет на нейтральном естественном свете, показывая, что эта военная жизнь находится как бы за скобками жизни настоящей.
Пьер Жаан, этот застенчивый, довольно скрытный человек, любивший работать на совесть, с тщательностью и изобретательностью, сумел влиться в атмосферу военных лет и стал, в некотором роде, ее историком.
Аньес де Гувьон Сен-Сир