Я родилась в Москве в 1925 году. Была зима. На фотографиях видно, как бабушка катает меня по двору в плетеных санках вместо коляски.
Первые воспоминания — большая
комната-мастерская. В ней несколько деревянных столов, большой диван, полки с книгами. За одним столом работала мама, Варвара Федоровна Степанова. Она курила, резала гранки и бросала обрезки в плетеную корзинку. Из них можно было вырезать кукол, домики, и я даже пробовала склеить монтаж «Прежде и теперь», как это делала мама…
Бабушку, Ольгу Евдокимовну Родченко (в девичестве Палтусову), маму отца, я помню еще до школы. У нее была мягкая юбка, в которую можно было «окунуться» с разбега, а мягкие руки обнимали и гладили…
Она скучала без детей и была рада моему рождению. С раннего возраста кормила меня и ухаживала за мной. Сама она вырастила
10 детей — была няней, и своих было трое. Я называла ее «мамой», а когда она умерла, мне было 7 лет.
Степанова вела меня по улице, и я ее спросила: «Варвара, можно я буду называть тебя „мамой“»?
В
1940 году, перед Великой Отечественной войной, в школе оформляла стенную газету. А при домоуправлении участвовали в самодеятельном спектакле «Тайна Синей горы». Там я играла деда, который поймал шпиона.
Летом
1941 года я жила у знакомых за городом. Было теплое время, купались, загорали. Вдруг
22 июня приехала мама, сказала, что началась война, и увезла меня в Москву… А потом начались бомбежки… При домкоме из молодежи организовали группу ПВО, выдали противогазы. Моя обязанность — быть связистом.
А папа — Александр Михайлович Родченко — должен был не выходить из квартиры и следить за тем, чтобы на чердак не попали «зажигалки». Они иногда падали на крышу и, не успев загореться, скатывались к краю и сваливались во двор.
Началась эвакуация. Мы провели зиму в маленьком городе Очеры. Вьюга, снег… Я училась в 9 классе. Папа писал вывески для кино. Мама работала в мастерской агитплаката. В конце зимы переехали в Пермь, в то время Молотов. В Перми я закончила 9 классов средней школы. Увидела объявление о приеме на подготовительные курсы в МСХИ (Московский сельскохозяйственный институт, эвакуированный в Пермь). Летом училась на этих курсах, сдала экстерном экзамены за 10 класс и поступила на зоотехническое отделение. (Еще до войны я любила животных. Дома жили белые мыши, кошки, рыбы. Ходила смотреть, как учатся студенты биофака МГУ. )
В марте
1943 возвратилась в Москву по командировке для сдачи вступительных экзаменов в художественный институт.
Весной
1943 года уже в Москве я начала заниматься живописью. Папа поставил натюрморт: желтый глиняный кувшин, чашку, блюдце и яблоки. Дал мне палитру, кисти, масляные краски и загрунтованный картон. А сам ушел по делам. И я начала писать, мне понравилось смешивать краски на палитре и писать мазками. Почти каждый мазок надо было составлять из нескольких разных цветов. Это было так интересно, время пролетело незаметно, на картонке появилось изображение предметов. Отец вернулся, посмотрел и сказал, что теперь писать надо всегда…
В июне
1943 года поступила в Художественное Училище
1905 года. Была война, и студентов посылали на лесозаготовки; меня послали в Рязанскую область, поселок
Гусь-Железный. Брала с собой маленький этюдник.
Мама сшила мне рабочий комбинезон из красной плотной ткани с карманами, застежками, как современная «джинсовая» мода. Пока мы плыли на пароходе до
места-матросы все просили продать им эти брюки, настолько они были удобными, красивыми и аккуратно сшитыми.
Отпустили в Москву раньше срока для сдачи экзаменов в Московский полиграфический институт, куда поступила в октябре. Там познакомилась со студентом Николаем Лаврентьевым, моим супругом и с тех пор уже больше
60 лет мы вместе.
Когда учились в институте, на втором курсе вместе с друзьями сделали рукописный журнал «Крик души». Было это в 1944 году. Нас, конечно, ругали, чуть не выгнали. Было такое время, что цензура выбрасывала строчки из текста. А мы в журнале тоже поместили лишь первую строчку стихотворения «Небо чистое и голубое...», а дальше шли точки.
В институте я часто подправляла чужие натюрморты. Это была возможность сделать вместо одного — 4 или 5 вариантов.
Писала маслом с 1943 по 1952 год. Летом мы выезжали за город, снимали комнату в разных местах Подмосковья: Химках, Куркино, Калистове, Апрелевке, Фирсановке и др.
Этюды — это эскизы в цвете и пространстве. Надо было писать, составляя из близких, но разных тонов предметы или планы (поля, леса). Отец говорил, что небо должно быть всегда в колорите со всеми предметами. Небо бывает разного цвета: зелёное, розовое, голубое, синее, фиолетовое и т.д.
А всего было написано более
100 этюдов и натюрмортов, из них
50 подарены знакомым…
Но показывать свои работы на выставке оказалось сложно, надо было стать членом
какой-либо творческой организации. Сначала это был профсоюз
художников-графиков, потом с 1962 года — я стала членом Союза Журналистов СССР (секция художников печати), а в 1970 вступила в Московский союз художников.
С
1947 года начала работать в полиграфии. Моя первая печатная обложка — «Собирайте фольклор о Москве» — сделана на практике в Государственном Литературном музее. Тогда было принято делать заставки и концовки в книгах с рисунками лавровых веточек, как символов Победы. Чтобы хоть
как-то разнообразить мотивы, я пробовала вводить дубовые листочки. Папа называл это «рисовать веники».
В тот год мы окончили институт. Темой моего дипломного проекта было оформление альбома «30 лет Красной Армии».
Работала в издательстве «Искусство» совместно с В. Ф. Степановой — первые альбомы «Эйзенштейн. Рисунки» и Э. Шуб «Крупным планом». Прочитав статью в журнале «Огонек» № 30 за 1997 год, узнала, что этот альбом рисунков Эйзенштейна кинокритик Г. Капралов подарил в 1963 году Федерико Феллини во время одного из московских кинофестивалей.
Работала в издательствах: «Медгиз», «Молодая гвардия», «Сельхозгиз», «Советская Россия», «Советский писатель». Оформляла журнальные обложки, открытки, рекламные листовки, пригласительные билеты и даже выставки. В Доме Литераторов к
70-летию со дня рождения В. В. Маяковского делала пригласительный билет, афишу, фотомонтажи и развеску экспонатов.
С
1962 года работала в издательстве «Госполитиздат». Оформляла фотомонтажи для альбома «Будьте бдительными!» и «Мы коммунизм строим», серию плакатов «Моральный кодекс» и «Основы политзнаний». Работала с супругом, он занимался фотографией и писал шрифты. А для обложек и плакатов нужно было постоянно
что-то снимать. Например, руки, держащие горсть земли, или руку, сжимающую змею (вместо змеи наши друзья держали шланг или настольную лампу и ее «душили»). Из этого материала я клеила монтажи, и их надо было переснимать еще раз, чтобы не было видно швов и стыков.
С
1965 года начала работать в технике фотограммы. В этой технике оформила несколько книжек: С. Кирсанов «Книга лирики», Б. Слуцкий «Продленный полдень» и другие.
Оформляя книгу или обложку, всегда делала для показа в издательстве несколько эскизов. Потом на выставках показывала именно эти, не пошедшие в печать варианты.
Участвовала в книжных выставках Горкома графиков, Союза журналистов и Союза художников.
В
1985 году вышла на пенсию. Это грустно… Жизнь изменила русло, работа в издательствах перешла в домашний поток, домашние заботы и устройство выставок родителей.
В
1991 году к столетию со дня рождения Родченко в Вене была организована выставка его работ. Потом работы Родченко и Степановой были показаны в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а затем подарены Музею личных коллекций на Волхонке,
14. Музей открылся в том же доме, где в
1920-е годы какое-то время жили Родченко и Степанова.
Всю свою жизнь я занималась тем, что пробовала сделать
что-то новое для себя. Пробовала заниматься живописью, писала акварелью, клеила фотомонтажи, комбинировала тени от предметов в фотографике. Но
какие-то идеи так и остались лишь в памяти. Например, однажды захотелось попробовать фактурно обработать фоны на фотографиях. Для этого я собиралась при печати снимка насыпать на фотобумагу крупу, песок, накладывать материю, нитки, полоски бумаги и т.д. Но. .. посмотрела на работы отца и подумала: «А стоит ли?»
Он так много в жизни пробовал от начала и до конца в разных областях искусства, что мне до него далеко…
И хотя я
что-то так и не осуществила, для меня смысл занятий искусством в том, чтобы тоже пробовать.
Жизнь научила меня любить людей и думать о них.
Москва, 2004
Родченко Варвара Александровна