Петр Павлов. Москва. Новодевичий монастырь. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Лубянская площадь. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Новые ряды. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Кремль от Храма Христа Спасителя. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Триумфальные ворота. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Вид Красной площади. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Владимирские ворота. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Красная Площадь. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Стены ограды Кремля. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Дмитровка. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Красная площадь. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Москва. Тверская площадь. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Павлов. Троице-Сергиева Лавра. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Киев. Софийский собор. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Санкт-Петербург. Вид Петергофской пристани. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Ревель. Общий вид. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Рига. Общий вид набережной. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Рига. Кафедральный собор. 1900–1910. Музей «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
Саввинская наб. д.21
Выставка с метафорическим названием «Первоцвет» представляет собой ретроспективу опытов по получению цветного фотографического изображения. Эксперименты по созданию цветной фотографии в России ставились практически с момента появления самой светописи — с начала
Уникален в истории мировой фотографии и опыт русского химика и фотографа С. Прокудина-Горского, учившегося у Менделеева и работавшего с братьями Люмьер, создавшего «метод трехцветной фотографии» — проекции черно-белых пластин через цветные светофильтры. Изображение с фотопластин на бумаге можно было получить лишь при помощи трудоемкого процесса литографии, и потому лишь немногие снимки Прокудина-Горского, среди которых портрет Ф. Шаляпина и Л. Толстого, были опубликованы при жизни фотографа.
Техника «крашенки», отсылающая к традиционным ремесленным способам нанесения краски внутри контура, — определяет целое направление в истории фотографии. Это направление фотографии массовой, провинциальной, ремесленной. Если в XIX веке в студийных столичных мастерских фотографии расцвечивали, подражая классическим гравюрам и акварелям, используя фотографический отпечаток в качестве первоосновы, то в XX веке эта практика уже носила массовый характер. С помощью этой техники изготовлялись «открыточные» пейзажи и портреты, фотографы-ремесленники путешествовали по русской провинции, переснимая черно-белые карточки на большой формат и расписывая их анилиновыми красителями. Такие портреты украшали интерьеры сельских домов и кладбищенские памятники. Техника «крашенки» эксплуатировалась и советской идеологией — именно при помощи раскрашенной фотографии создавались парадные портреты актеров, героев, вождей — среди которых самый известный портрет И. В. Сталина (работы Шагина и Семенова). Здесь фотографическая реальность идеализировалась при помощи живописных техник.
Эстетика постмодернизма, компрометирующая и иронизирующая над массовым сознанием, породила следующий этап — использование «крашенки» высоким искусством. Здесь совершенно замечательны «Лурики» Бориса Михайлова (конец
Собственно цветная фотография существует в России с середины ХХ века. И. Шагин, В. Тарасевич, Я. Халип, Д. Бальтерманц, Р. Диамент — фотографы, снимавшие на цветную пленку, — мастера фоторепортажа, использовали цвет в своих снимках в документальных целях. Все они учились строить композицию и работать с контрастом на черно-белой основе, и потому цвет, порой, мешает восприятию, ломает четкий рисунок их снимков. Тем не менее, удивительная гамма советского «первоцвета», теплые тона при мягком фокусе делают советский цветной репортаж уникальным явлением мировой светописи.
И только в