А. Бушкин. Смородина. 1964. Музей «Московский Дом фотографии»
И. Кантер. Портрет девушки. Тула. 1891. Музей «Московский Дом фотографии»
Василий Щепкин. Стадо. 1960-е. Музей «Московский Дом фотографии»
А. Горавский. Портрет молодой девушки. 1867. Музей «Московский Дом фотографии»
Дмитрий Бальтерманц. Где же ошибка? 1950-е. Музей «Московский Дом фотографии»
Всеволод Тарасевич. Алые косынки. Начало 1960-х. Музей «Московский Дом фотографии»
Дмитрий Бальтерманц. После дождя. Москва. Конец 1950-х. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Фотография на память. 1953. Музей «Московский Дом фотографии»
Алексей Мазурин. Портрет сына. 1914. Музей «Московский Дом фотографии»
Василий Сокорнов. Алупка. Кипарисы. 1903. Музей «Московский Дом фотографии»
Елизавета Микулина. Фламинго в зоопарке. 1959. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Купчиха. 1890-е. Музей «Московский Дом фотографии»
В. Рутман. Портрет актрисы Елены Кузьминой. Москва. 1950-е. Музей «Московский Дом фотографии»
Лев Бородулин. Красная кавалерия. Москва. 1967. Музей «Московский Дом фотографии»
Петр Клепиков. В Ливадии. 1939. Музей «Московский Дом фотографии»
О. Кнорринг. На реке Кафиринган. Таджикская ССР. 1950-е. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. ВСХВ. Москва. 1939. Музей «Московский Дом фотографии»
Сергей Шиманский. Автопортрет в восточном халате. Конец 1930-х. Музей «Московский Дом фотографии»
Всеволод Тарасевич. Семья начальника инструментального цеха ЗИЛа. Первая страница обложки журнала «Советский Союз». Август 1954. Музей «Московский Дом фотографии»
Всеволод Тарасевич. Первая страница обложки журнала «Огонек». 1955. Музей «Московский Дом фотографии»
Роберт Диамент. У витрины. 1960-е. Музей «Московский Дом фотографии»
Неизвестный автор. Мать и дитя. 1900-е. Музей «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
Манежная площадь, д. 1 (
www.moscowmanege.ru
Выставка с метафорическим названием «Первоцвет» представляет собой ретроспективу опытов по получению цветного фотографического изображения. Эксперименты по созданию цветной фотографии в России ставились практически с момента появления самой светописи — с начала
Трехцветный бромойль — тонированные пастельные отпечатки В. Улитина, С. Шиманского, П. Клепикова — представляют пикториальное направление русской фотографии. Художники пикториализма, разрабатывая в основном пейзажные и портретные жанры, использовали цвет главным образом для тонирования отпечатков (в охристые и терракотовые тона), реже применяли раскраску акварелью. Здесь цвет был призван не подчеркнуть и выделить, а, напротив, сгладить и приглушить резкие контрасты черно-белого изображения природы, женских лиц, обнаженной натуры.
Уникален в истории мировой фотографии и опыт русского химика и фотографа С. Прокудина-Горского, учившегося у Менделеева и работавшего с братьями Люмьер, создавшего «метод трехцветной фотографии» — проекции черно-белых пластин через цветные светофильтры. Изображение с фотопластин на бумаге можно было получить лишь при помощи трудоемкого процесса литографии, и потому лишь немногие снимки Прокудина-Горского, среди которых портрет Ф. Шаляпина и Л. Толстого, были опубликованы при жизни фотографа.
Техника «крашенки», отсылающая к традиционным ремесленным способам нанесения краски внутри контура, — определяет целое направление в истории фотографии. Это направление фотографии массовой, провинциальной, ремесленной. Если в XIX веке в студийных столичных мастерских фотографии расцвечивали, подражая классическим гравюрам и акварелям, используя фотографический отпечаток в качестве первоосновы, то в XX веке эта практика уже носила массовый характер. С помощью этой техники изготовлялись «открыточные» пейзажи и портреты, фотографы-ремесленники путешествовали по русской провинции, переснимая черно-белые карточки на большой формат и расписывая их анилиновыми красителями. Такие портреты украшали интерьеры сельских домов и кладбищенские памятники. Техника «крашенки» эксплуатировалась и советской идеологией — именно при помощи раскрашенной фотографии создавались парадные портреты актеров, героев, вождей — среди которых самый известный портрет И. В. Сталина (работы Шагина и Семенова). Здесь фотографическая реальность идеализировалась при помощи живописных техник.
Эстетика постмодернизма, компрометирующая и иронизирующая над массовым сознанием, породила следующий этап — использование «крашенки» высоким искусством. Здесь совершенно замечательны «Лурики» Бориса Михайлова (конец
Собственно цветная фотография существует в России с середины ХХ века. И. Шагин, В. Тарасевич, Я. Халип, Д. Бальтерманц, Р. Диамент — фотографы, снимавшие на цветную пленку, — мастера фоторепортажа, использовали цвет в своих снимках в документальных целях. Все они учились строить композицию и работать с контрастом на черно-белой основе, и потому цвет, порой, мешает восприятию, ломает четкий рисунок их снимков. Тем не менее, удивительная гамма советского «первоцвета», теплые тона при мягком фокусе делают советский цветной репортаж уникальным явлением мировой светописи.
И только в