Виктор Ахломов. «Чайки» нашей молодости. Москва. 1970. Музей «Московский Дом фотографии»
Виктор Ахломов. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Москва. Садовое кольцо. 1957
Виктор Ахломов. Михаил Афанасьевич Блинов. 1957
Виктор Ахломов. Раменское. 1962
Виктор Ахломов. Из серии «Дорога к Ленину». Москва. 1960
Виктор Ахломов. Из серии «Дорога к Ленину». Москва 1967
Виктор Ахломов. Николай Кошенков. Москва. 1972
Виктор Ахломов. Лужники. Олимпийский стадион. Москва 1980
Виктор Ахломов. Кирилл. 1978
Виктор Ахломов. Сокольники. Москва. 1991
Виктор Ахломов. Москва. 19 августа 1991
Виктор Ахломов. Подмосковье. 1997. Музей «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
Музей «Московский Дом фотографии» продолжает программу «Классики российской фотографии» и представляет в своих залах персональную выставку легендарного фотокорреспондента Виктора Ахломова, фотографии которого занимают большое место в музейной коллекции. Московский Дом фотографии давно работает с Виктором Ахломовым, включая его работы в свои выставочные проекты с 1996 года. Однако до сих пор не удавалось сделать развернутую ретроспективу творчества фотографа, требующую от автора сосредоточенности на своих архивах. Ахломов настолько увлечен настоящим, так «жить торопится и чувствовать спешит», что ему некогда заниматься подытоживанием. Один сегодняшний момент жизни его интересует больше, чем тысяча вчерашних, и даже больше, чем собственное место в этой жизни — Ахломов лишен тщеславия...
Изменил все случай. Точнее книга. Неожиданно Ахломов принес в музей сотни контрольных отпечатков из своего архива вперемешку со страницами из романа «Кысь» Татьяны Толстой. Роман привел Ахломова в творческий экстаз, вобрав в себя все то, что долгие годы пытался сказать сам фотограф. Изначально Ахломов даже хотел соединить роман «Кысь» и свои фотографии в единую выставку. Кто бы мог подумать, что один художник может дать другому настолько сильный импульс Татьяна Толстая любит фотографию и много пишет о ней. Интересно, что Ахломов впервые познакомился c писательницей именно по роману «Кысь», благодаря которому и состоялась первая персональная выставка фотографа в Московском Доме фотографии.
Четырехкратный лауреат престижнейшего конкурса ’World Pressfoto’, обладатель дюжины призов и медалей, Ахломов снимает уже более 40 лет. Все эти годы он посвятил работе в одном издании, чем очень гордится. В трудовой книжке Виктора Ахломова только одна запись, датированная мартом 1960 года. Тогда Аджубей, редактор «Известий», принял его еще совсем мальчишкой в «Неделю», выходившую приложением к газете.
Как истинный классик светописи, Ахломов принципиально снимает на черно-белую пленку. Он не любит цветную и цифровую фотографию. Считает, что чем дальше уходит технический прогресс в фотосъемке, тем больше возрастает ценность черно-белой фотографии, тем более, что «цвет отвлекает от идеи, и цветной фотографией как искусством в мире не владеет никто, разве что японцы».
За время репортерской работы Ахломова сняты километры фотопленки, тысячи разных лиц, среди которых немало известных людей, например, Анна Ахматова, Майя Плисецкая, мать Тереза, Алла Пугачева, Корней Чуковский, Александр Солженицын, Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович, Юрий Никулин, Василий Аксенов, Михаил Плетнев и многие другие. Чуткий, непосредственный, открытый, умеющий ухватить суть, Ахломов — виртуоз портрета. У него редкий талант — искреннего восхищения людьми. От него ни о ком не услышишь слова дурного или хотя бы равнодушного. И это не профессиональный навык человека, обязанного людей к себе располагать, а свойство души. Поэтому фотопортреты Ахломова такие трогательные, живые, динамичные.
Ахломова отличает удивительная способность — резонировать с жизнью, отзываясь на каждый ее нюанс и поворот, от мимолетного впечатления, уличной сценки или книги, до обаяния большой личности, попавшей в поле его зрения. Он фотографирует жизнь во всех ее проявлениях, не стремясь запечатлеть сенсацию. «Я не папарацци, — говорит он сам. — Я не охочусь, я — снимаю». Из мелочей повседневности Ахломов складывает емкие метафоры истории. По словам Ахломова, фотография велика тем, что она продлевает век ушедших и сохраняет дух времени. Сам фотограф, как прирожденный репортер, невероятно восприимчив ко времени, и, как хорошее вино, с годами его фотографии приобретают все большую ценность. Пройдя через хрущевскую оттепель, застой и перестройку, Ахломов перешагнул рубеж веков с фотоаппаратом в руках, став свидетелем четырех эпох. Сегодня вместе с Ахломовым мы имеем возможность оживить свои воспоминания о недавнем прошлом.