Элио Чиол Квартал всемирной выставки Рим, 1955 © Элио Чиол
Элио Чиол Фотография со съемок фильма «Последние». Отъезд эмигрантов на рудники в Бельгии Фриули, 1962 © Элио Чиол
Элио Чиол. Играющие в Кьодже, 1961. © Элио Чиол
Элио Чиол. Императорский Форум. Рим, 1955. © Элио Чиол
Элио Чиол. Утомление. Между Флоренцией и Болоньей, 1958. © Элио Чиол
Элио Чиол. Пешеходы на площади. Падуя, 1954. © Элио Чиол
Элио Чиол. Молчаливая компания. Дзоппе-ди-Кадоре, 1954. © Элио Чиол
Элио Чиол. Площадь Сан-Марко. Венеция, 1955. © Элио Чиол
Элио Чиол. Форум в Аквилее, 8 августа 2006. Предоставлено Фондом «Аквилея». © Элио Чиол
Элио Чиол. Улица Портика. Ассизи, 1958. © Элио Чиол
Элио Чиол. На ступенях собора. Амальфи, 1957. © Элио Чиол
Элио Чиол. Фотография со съемок фильма «Последние». Отец наказывает Кеко. Фриули, 1962 © Элио Чиол
выставка завершилась
603082, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 6
Москва
Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
Екатеринбург
Ельцин Центр
Нижний Новгород
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Элио Чиол
От неореализма к Аквилее
Соорганизатор: Итальянский институт культуры в Москве
При поддержке: Фонда «Аквилея»
Стратегический партнер музея: Tele2
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку классика итальянской фотографии Элио Чиола, охватывающую период с 1950-х по 1990-е годы.
Элио Чиол родился в 1929 году в Казарса делла Делизия в регионе Фриули, на северо-востоке Италии, где живет и работает до сих пор. Фотографией он заинтересовался еще в детстве, во время войны, когда дислоцированные в Казарсе военнослужащие приносили его отцу-фотографу пленки на проявку и печать. В 15 лет Чиол бросил школу, с тех пор постоянно занимаясь самообразованием, и посвятил себя фотографии — делу, которому остается верен по сей день.
В 1949 году Элио Чиол завоевал первый приз фотоконкурса в Удине. С 1955 по 1960 годы участвовал в жизни венецианского фотоклуба La Gondola, в это же время получил несколько премий нью-йоркского международного конкурса любительской фотографии. В 1969-м вышла первая книга фотографий Чиола, сделанных в Ассизи. Впоследствии книга была переведена на пять языков.
Начало творческого пути Элио Чиола совпало по времени с расцветом итальянского неореализма. Это направление рождается из недовольства эстетикой салонной фотографии 1920–30-х годов, которая после войны начала ассоциироваться с фашизмом. Художники-неореалисты ставили перед собой задачу максимально приблизить свои работы к действительности. Режиссеры отказались от студийных декораций и профессиональных актеров, а фотографы — от ретуши и постановки.
Подобно фильмам Витторио де Сика, Лукино Висконти и Роберто Росселини, показавших неприукрашенную жизнь обедневших жителей послевоенной Италии, ранние работы Элио Чиола, созданные в 1950–60-е годы, представляют собой серии портретов и жанровых зарисовок, с помощью которых ему удается максимально достоверно рассказать о буднях и заботах «маленького человека».
Отдельное место в экспозиции занимает цикл фотографий, созданных Элио Чиолом на съемках фильма «Последние» (Gli Ultimi, 1963), повествующего о жизни крестьян в 1930-е годы в его родном регионе Фриули. Элегическое кинополотно, задуманное поэтом и священником Давидом Марией Турольдо и режиссером Вито Пандольфи как гимн человечности и достоинству, стало первым примером профессионального кинематографа во Фриули. Картина получила лестные отзывы Пазолини, отметившего ее «абсолютную эстетическую строгость», Унгаретти, подчеркнувшего «искренность и высокую поэзию», и Дзаваттини, восхитившимся «бедной правдивостью изображения», однако фильм не нашел коммерческого успеха. Автор был вынужден противостоять предрассудкам: изображенная в фильме бедность вызвала у зрителей дискомфорт — им казалось, что они уже преодолели проблемы прошлых лет.
Снимки Элио Чиола не только возрождают интерес к этому шедевру итальянского неореализма, незаслуженно забытого в 1960-е и бережно восстановленного в 2002 году, но также помогают объединить в одном художественном пространстве древнюю и современную историю Фриули.
Элио Чиол — поэт, воспевающий красоту Италии. Графичные черно-белые пейзажи, которые он снимает с высокой точки, давно стали визитной карточкой фотографа. В 1997 году за серию фотографий о Фриули Чиол был удостоен премии World Press Photo. На выставке представлены знаменитые снимки Ассизи, Венеции, Рима, Амальфи и др. Чиол мастерски использует свет, обладая глубокими знаниями и мастерством в механике и технике фотографии. Его работы подобны сделанным вручную гравюрам или литографиям. Там, где это необходимо, он манипулирует изображением с помощью фотолабораторных техник, — но только для того, чтобы расставить акценты и материализовать первоначальный замысел.
Особое место в творчестве Элио Чиола занимает деятельность по созданию фотографического архива произведений итальянского искусства. На выставке в МАММ представлена новая серия работ фотографа, сделанная в легендарной Аквилее — античном городе-крепости, построенном римлянами на рубеже новой эры, археологическая зона которого является сегодня памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. В экспозицию вошли фотографии фресок и мозаик патриаршей базилики Аквилеи, черно-белые лаконичные снимки Римского форума, речного порта и колокольни базилики.
Фотографии Элио Чиола находятся в собраниях Музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея Виктории и Альберта в Лондоне, Международного музея фотографии и кино в Рочестере, Института искусств Чикаго, Художественного музея Принстонского университета и др. За 70 лет профессиональной карьеры Элио Чиол открыл более 140 персональных выставок по всему миру.