Орлан. Африканские самогибридизации. Собрание автора, Франция
Орлан. Африканские самогибридизации. Собрание автора, Франция
Орлан. Африканские самогибридизации. Собрание автора, Франция
Орлан. Африканские самогибридизации. Собрание автора, Франция
выставка завершилась
Крымский вал, 10
http://www.cha.ru
Самогибридизации
Орлан начала работать над серией работ под названием «Самогибридизации» в 1998 году. В этой серии она переходит от реальности (изменение собственного лица) к виртуальности (обработка цифровых изображений). Каждое изображение — гибрид лица Орлан с доколумбовскими или африканскими статуями и масками. Серия африканских «Самогибридизаций» не без иронии отсылает к первым этнографическим снимкам, поэтому в качестве исходного материала для своих черно-белых гибридов Орлан использует лица африканских женщин.
Задача проекта заключалась в том, чтобы остановиться на той грани, на которой еще остается возможность узнавания африканских прототипов в цифровом гибриде, но при этом уже отчетливо читается вся его виртуальность, — иными словами, важно было показать сам процесс становления виртуальности и все потенциальные возможности цифровой гибридизации. Вот почему героиня «Cамогибридизаций» настолько отличается от «придуманных, но так похожих на нас, цифровых созданий из видео-игр».
Вписав в свою плоть фигуру постгуманоида, воплощающую, по выражению Доминик Браке, «самую радикальную парадигму мутирующего тела», Орлан продолжает изучать и анализировать все возможности человеческого тела и стандарты красоты. Художница показывает, как общество фабрикует и переделывает на свой лад тела, данные нам природой.
Самогибридизации, как доколумбовские, так и африканские, являются одновременно и виртуальными автопортретами самой Орлан, и возможными портретами человеческого общества будущего, в котором смешение людей самого разного происхождения, органических и технологических элементов, породит новое тело, сотканное из делёзевских множеств. В серии Самогибридизаций Орлан все глубже разрабатывает тему «я — это другой», но здесь мы дело имеем не «просто с двумя Орлан, или с двойственностью, с двойником», а по словам Кристин Бюси-Глюксманн, с «множественностью ее я», с кочующей идентичностью киборга. В Самогибридизациях Орлан экспериментирует с «портретностью», свободно соединяя ее с «пейзажизмом» или «картинностью». Так она создает целый ряд «ищущих голов», уже сегодня напоминающих о будущем.
Рафаэль Кюир