Яков Рюмкин. «С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954. Из архива журнала «Огонек»
Михаил Савин. Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром. Калужская область. 1981. Из архива журнала «Огонек»
Яков Рюмкин. Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно. 1951. Из архива журнала «Огонек»
Яков Рюмкин. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной. 1962. Из архива журнала «Огонек»
Дмитрий Бальтерманц. Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва. 1961. Из архива журнала «Огонек»
Михаил Савин. Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск 1953. Из архива журнала «Огонек»
Николай Драчинский. Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители. 1955. Из архива журнала «Огонек»
до начала выставки — 41 день
183038 г. Мурманск, ул. Коминтерна, 13
Авторы идеи: Ольга Свиблова, Виктор Лошак
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Ципенюк
Выставка «Жизнь как праздник» представляет фотографии из архива журнала «Огонек» начала 1930-х — 1970-х годов.
Москва
Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
Сыктывкар
Национальный музей Республики Коми
Оренбург
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта
Сатка
Музей «Магнезит»
Сатка
Дворец Культуры «Магнезит»
Саратов
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Мурманск
Мурманский областной художественный музей
С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.
В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.
Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.
Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.
Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.
Первый номер «Огонька» вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к петербургской газете «Биржевые ведомости. С 1902 года «Огонек» стал отдельным журналом.
В революционные годы выпуск «Огонька» прекратился. В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издателей объединились вокруг Михаила Кольцова, — одного из самых ярких журналистов революционной эпохи, — чтобы восстановить «Огонек» и «со старым названием поставить советский журнал». Уже в 1925 году его тираж достиг полумиллиона экземпляров.
Долгие годы «Огонек» был любимым журналом целых поколений — его статьи обсуждались и пересказывались, подшивки бережно сохранялись. Менялась страна, менялись обстоятельства и люди, менялся сам «Огонек», — но всегда оставался «своим» для огромного круга читателей.
В 50-х годах прошлого века окончательно оформились черты огоньковского стиля: в каждом номере — портрет на обложке, рассказ, стихи или детектив с продолжением, в конце — кроссворд, и главное — фоторепортажи и яркие снимки. Центральный разворот — «фирменная» огоньковская вкладка, — знакомила с шедеврами мировой культуры и с официальной советской живописью, формируя «эстетику миллионов».
Литературное приложение к «Огоньку», знаменитая «Библиотечка», была важнейшим источником чтения. Репортажи Виктора Шкловского, рассказы Ильфа и Петрова, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина неотделимы от образа журнала. Сегодня выпуск «Библиотеки „Огонька“» продолжается.
В эпоху перестройки публицистика «Огонька» становится школой демократии. Теперь журнал знаменит не только в стране, но и в мире. Такие материалы как «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи Артема Боровика из американской армии останутся яркими знаками новой эпохи.
Лучшие традиции журнала бережно передавала из рук в руки плеяда его главных редакторов — выдающихся отечественных журналистов: Михаил Кольцов, Евгений Петров, Алексей Сурков, Анатолий Сафронов, Виталий Коротич, Лев Гущин, Владимир Чернов, Виктор Лошак, Сергей Агафонов.
С 2009 г. журнал «Огонек» входит в Издательский дом «Коммерсантъ» и выпускается в привычном для читателя большом формате, с увеличенным количеством фотографий. Новый «Огонек» для новой страны остается любимым изданием, хранящим традиции профессионализма и высокого журналистского стиля, неизменные для «Огонька» во все времена.