Олег Кулик. Музей (фрагмент). 2002-2003. Инсталляция, восковая скульптура Courtesy XL Галерея, Михаил Царев, Дмитрий Коваленко
Денис Салаутин, Дмитрий Файн. «Алфавит». Собрание Мультимедийного Комплекса Актуальных Искусств
Арсен Савадов. Underground. 2000. Собрание Мультимедийного Комплекса Актуальных Искусств
выставка завершилась
Граббеплац 4, Д-40123 Дюссельдорф
На волне перестройки в СССР легализовался русский андеграунд, и вместе с патриархами неофициальной культуры И. Кабаковым, Э. Булатовым, В. Янкилевским, Д. Приговым и др., в художественную жизнь вошли совсем молодые художники, многие из которых обосновались в конце
Это был период небывалого расцвета русского искусства, когда оно, как никогда, оказалось востребованным и за рубежом и в своей стране. Запад, открывший СССР после падения железного занавеса в горбачевскую эпоху, и сама перестроечная Россия нуждались в рефлексии феномена советского режима. Оказалось, что «неофициальное» искусство, о существовании которого долгие годы знала лишь небольшая группа
К началу
Предельная политизация повседневной жизни и полное отсутствие цензуры привели к исчезновению оппозиции «официальное — неофициальное» и обессмыслили привычную стратегию игры с «запретными» идеологическими мотивами. В этот момент художники обращаются к имманентным проблемам искусства, и, прежде всего, категории прекрасного (важным маркером этого перелома в художественном сознании стала выставка «Эстетические опыты», организованная Виктором Мизиано в усадьбе XVIII века в Кусково в сентябре
Деньги, бывшие в конце
В это непростое для современного искусства время в нем остаются сильнейшие. В него почти не приходит молодежь, получившая возможность самоопределения в бизнесе, политике и других сферах социальной деятельности. Резко падает продуктивность художников, однако, некоторые из тех немногих работ, которые создаются в середине
На рубеже веков, одновременно с нормализацией социальной и экономической ситуации, начинает складываться внутренний
Русское искусство XXI отражает реальность новой России, страны, пережившей переходный период и пытающейся обрести стабильность. В этих условиях значительную роль играет поиск новой идеологии. Так или иначе, искусство реагирует на этот процесс. В 2003 году Владимир Виноградов и Александр Дубосарский создают живописное полотно «Новая Русская Тройка». Они обращаются к хрестоматийной цитате из романа Н. В. Гоголя «Мертвые души», более
«Птица-тройка»
Советские художники создавали и утверждали социалистические мифы. Советское «неофициальное» искусство и искусство эпохи перестройки осуществляли деструкцию этих мифов. Искусство XXI века иронизирует над самим процессом мифотворчества и одновременно анализирует заново появляющуюся потребность в этом виде деятельности.
Мифы нуждаются в героях. Проект «Полюс» Глеба Косорукова, Андрея Молодкина и Алексея
Для новой утопии необходим новый язык. Рождение нового языка начинается с создания алфавита. Работа «Новый русский алфавит» Дмитрия Файна и Дениса Салаутина представляет художников в виде акушеров, принимающих роды. «А рождаются все те же 33 буквы русской кириллицы, знакомой с детства, — пишет Михаил Сидлин, — новое оказывается хорошо забытым старым. Возможна только интерпретация».
Свою эсхатологическую утопию создает в проекте «Андеграунд» Арсен Савадов. Он заселяет ангелами соляные шахты. Советское метро
В отличие от Арсена Савадова, Николай Полисский воплощает свои утопические построения на земле (строительство огромной армии снеговиков, возведение подобия вавилонской башни из сена и др.). Художественные акции он проводит в небольшой заброшенной деревушке, вовлекая в них всё трудоспособное население села, последние годы пребывавшего в полулетаргическом состоянии. Его грандиозные перформансы инспирированы исконными народными обычаями и опытом русского авангарда XX века. В результате коллективного воплощения поэтических метафор художника стихия игры и праздника пробуждает витальную энергию жителей деревни, становящихся соучастниками творческого процесса. Она аккумулируется в созданных ими грандиозных сооружениях, которые в то же время оказываются эфемерными, ибо возникнув как часть пейзажа в нём же и растворяются (снеговики тают, башню из снега частично съедают коровы и т.д.)
Проблемы реанимации и трансформации старых мифов, а также создание новых утопий затрагиваются в работах Олега Кулика, Николая Овчинникова, Андрея Филиппова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Георгия Гурьянова, Игната Данильцева. Последний, в проекте « Зависание», представляющем инсталляцию из воздушных шаров с нанесенными на них фотографиями, фиксирующими жизнь коммунальных квартир, исследует тему расставания не только с реалиями советского быта, но и с излюбленными сюжетами русского концептуального искусства конца XX века. Работы Данильцева — это своеобразный диалог, прежде всего с творчеством Ильи Кабакова. «Отживающие» мифы отдаляются, уносимые воздушными шарами, но не покидают нас окончательно, зависая под потолком.
Современная Россия интенсивно ищет пути будущего развития; соответственно тема национальной истории, уничтоженной советским мифотворчеством, остается одной из самых актуальных и востребованных художниками (проекты Владимира Куприянова, Александра Петлюры, Виты Буйвид).
Для русского искусства второй половины ХХ века прежде всего характерна фиксация на собственно российских проблемах. Это было следствием с одной стороны изоляционизма, а с другой — отсутствия философской, политической, исторической рефлексии происходящего в стране. Художник вынужденно выходил за границы своей роли: «Поэт в России больше чем поэт». Сегодня все эти факторы отошли на задний план. Россия живет жизнью международного сообщества и её искусство остро и мгновенно реагирует на глобальные проблемы и катаклизмы. Так, проекты «Адам и Ева» Ольги Тобрелутс, «А. К. М. - Ассоциация Кармических модификаций» Сергея Шутова или “Action Half Life” группы «АЕС+Ф» (Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса) — прямая реакция на угрозу мирового терроризма, межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
Начинается процесс распада коллективного сознания в постсоветской России, где в последние годы интенсивно утверждается ценность индивидуального личностного начала (с середины
Русское искусство XXI века исследует изменения общественного сознания, углубляется в коллективное и индивидуальное бессознательное, но реальность как таковая остается в центре его внимания. В
Каждая историческая эпоха выбирает место, где время сгущается и ускоряется, а энергия предельно концентрируется. Сегодня это происходит в России. Такие моменты благотворны для творчества, художественного в том числе.
Ольга Свиблова