Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я
Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я
Екатерина Пряничникова. Моя жизнь и я
Никита Пономарев. Дневник
Никита Пономарев. Дневник
Никита Пономарев. Дневник
София Панкевич
София Панкевич
София Панкевич
Евгений Музалевский
Евгений Музалевский
Евгений Музалевский
выставка завершилась
Этой выставкой МАММ продолжает отмечать 10-летний юбилей Школы Родченко и отдает дань огромному вкладу, который внес в этот образовательный проект Игорь Мухин — один из самых ярких и влиятельных современных фотографов, с которым МАММ связывают многолетние дружба и сотрудничество. Мухин является одним из старейших преподавателей школы. На протяжении многих лет он ведет мастерскую «Непосредственная фотография» и традиционно дает своим первокурсникам задание — создать фотографический автопортрет и дневник.
По признанию мастера, все задания, которые получают студенты его курса, в прошлом пройдены им самим. «Это задание — довольно непростое именно для фотографа, зачастую „подглядывающего“ за чужой жизнью на улице или наблюдающего ситуации в приватной среде. В этом задании он вынужден резко перевернуть камеру на себя, превратиться из наблюдателя в наблюдаемого. Так неожиданно поступил я сам в конце 80-х годов. Уже трудно сказать, что именно повлияло на меня, возможно размышления „кто я“ во время съемки проекта про молодежь и рок, возможно проект Шульгина и Леонтьева, который разворачивался у меня перед глазами в конце 80-х. Серию „Автопортрет“ я показал на огромной отчетной выставке „150 лет фотографии“ в Центральном Манеже. Чуть позже открылся железный занавес, и стало возможно посмотреть, как над подобными проектами работали Ли Фридлендер, который снимал его на протяжении всей жизни; Роберт Франк с книгой „Американцы“, где последняя картинка в книге — семья фотографа в автомобиле, итог двухлетнего путешествия по Штатам. Открылся опыт Мэпплторпа, Хельмута Ньютона, Ральфа Гибсона, Ларри Кларка, Жанлу Сьеффа, Куделки, Картье-Брессона и других
важнейших авторов».
Сегодня, когда на смену традиционному автопортрету приходят селфи, созданием которых увлечены миллионы владельцев телефонов с фотокамерами, еще интереснее увидеть, что на эту тему может сказать художник и фотограф.
Со временем Игорь Мухин расширил рамки автопортрета, дополнив его заданием «Дневник» — «приватным наблюдением за собственными вещами, едой, видом за окном, передвижением в пространстве и т.д.» Дневник и автопортрет позволяют студенту раскрыться, а мастеру — понять, чем живет его ученик.
Работая над автопортретом, София Панкевич почувствовала невозможность ограничить его только лишь собственным изображением: «Я решила снять самых дорогих для меня людей. Ведь в каком-то смысле мы все состоим из частей друг друга». Совмещая в одном изображении свои собственные черты с чертами матери, София не пользовалась никакими хитроумными приемами — это именно «непосредственная фотография», созданная с помощью обычного зеркала, хотя с первого взгляда это понять невозможно.
Фотографии Екатерины Пряничниковой совсем не похожи на то, что обычно снимают на мобильный телефон, — но получены именно с помощью этого гаджета: в отличие от большой камеры, он всегда под рукой. «Спонтанность, легкость, способность уловить эмоциональность, мимолетность и естество момента — это то, что мне было нужно в работе над проектом».
Проект Евгения Музалевского — блокнот с дневниковыми записями, рисунками и вклеенными фотографиями. Блокнот кажется совершенно реальным, хотя как объекта его никогда не существовало. На протяжении трех месяцев Музалевский вел дневники и документировал повседневную жизнь, используя разные визуальные медиа — рисунок, видео, фотографию. Все эти документальные потоки существовали отдельно и независимо друг от друга — на разных носителях — и объединились в цельное повествование и в одной материальной оболочке (блокноте) лишь позже и в цифровой форме, посредством компьютерного монтажа. Монтаж становится в этом проекте аналогом того, как работает человеческая память, как мы реконструируем прошлое и собираем его в цельный образ. «Мне показалось интересным собрать образ истории, не столько приближенный к документально точному отражению действительности, сколько поговорить о невозможности отражения действительности как таковой. Изучая архивные записи и изображения, мы имеем возможность увидеть только лишь обрывки событий, вырванных из контекста, где осколки фраз, фотографии и рисунки заставляют испытывать что-то смутное, не сходное с нашим реальным опытом в прошлом — память не способна точно воссоздать цельную картину.
Фотодневник Никиты Пономарева позволяет зрителю проникнуть в «зону комфорта» автора. Серия включает сценки из личной жизни, благодаря которым фотограф, используя наиболее удобный для него визуальный язык, переосмысливает окружающую повседневность.
Генеральные радиопартнеры |
Стратегические информационные партнеры |