Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Наталия Никитина - Кладбище коммунизма

Наталия Никитина
Кладбище коммунизма

Наталия Никитина.
Из проекта «Кладбище коммунизма». 
Видео. 
© Наталья Никитина

Наталия Никитина. Из проекта «Кладбище коммунизма». Видео. © Наталья Никитина

Москва, 12.04.2008—11.05.2008

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

ул. Петровка, д. 25
12.00–20.00,
кроме последнего понедельника месяца

Поделиться с друзьями

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»

Свернуть

О выставке

Очередное иконокластическое цунами, которое пронеслось в конце прошлого века по Восточной Европе, смело большую часть памятников коммунистической эры. Многие из них безвозвратно исчезли, некоторые станут находкой будущих археологов, другие уже сегодня выставлены на всеобщее обозрение в новом контексте.

В Парк скульптуры, созданный Акишем Элиедом на окраине Будапешта, свезены самые разные памятники коммунистической идеологии, на наших глазах потерпевшей крах.

Стилизованный под фронтон античного храма и сделанный из красного кирпича вход в Парк, обнаруживает двойную природу этого мемориала — художественную и историческую. В нишах по двум сторонам входа стоят как храмовые статуи усталый пожилой Ленин и неразлучные весьма условно изображенные Маркс с Энгельсом, приглашая навестить тени уже забытых коммунистических предков. Как напоминание о самоубийце, похороненном за оградой христианского кладбища, стоят на трибуне, на которой венгерские вожди принимали парады, сапоги советского генералиссимуса. Это все, что осталось от памятника Сталину, взорванного в Будапеште во время восстания 1956 года.

В центре Пантеона-Элизиума — красная пятиконечная звезда из живых цветов, точная копия клумбы, долгие годы украшавшей центр столицы социалистической Венгрии. Расположенные вокруг монументы различным вождям пролетариата, малоизвестным революционным героям и неизбежным солдатам и рабочим выглядят как абсурдные парковые скульптуры. Они изумляют тем, что выполнены в разной художественной манере: от символизма, футуризма и дадаизма до соцреализма и минималистского стиля. А одна из скульптур, запакованная в полиэтиленовую пленку, выглядит и вовсе как омаж Кристо. Удачное использование фрагментов кирпичной стены обеспечивает целостность всей этой экспозиции, превращая парк в огромную художественную инсталляцию. И не важно, что стена представлена здесь фрагментами только потому, что не хватило денег оградить ею весь парк — искусство внесло свои коррективы в жизнь, еще раз доказав эстетическую правоту руин.

Наталья Никитина