Юрий Еремин. Лето. 1926. Собрание М. Голосовского
Сергей Лобовиков. В гости к бабушке. 1907 – 1908. Собрание М. Голосовского
Мирон Шерлинг. Федор Шаляпин в партии Мельника («Русалка»). 1913. Собрание М. Голосовского
Мирон Шерлинг. Федор Шаляпин в партии Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто. 1913
Василий Улитин. Корабли в отлив. 1926. Собрание М. Голосовского
Александр Гринберг. Трио Кастелио. 1924
Александр Гринберг. Ню. Темная тональность. 1930
Николай Андреев. Осенние заботы. 1930
Юрий Еремин. В пещере. 1926
Юрий Еремин. В скалах. 1926
Сергей Лобовиков. Вдовья думушка. 1907-1908
Анатолий Трапани. Этюд. 1915
Василий Улитин. Балерина. 1933
Василий Улитин. Портрет молодой женщины. 1919
Василий Улитин. Пламя Парижа. 1932
Александр Родченко. Жонглер. 1940
Александр Родченко. Опера «Руслан и Людмила». Большой театр. Москва. 1937
Александр Родченко. Партерные акробаты. 1938
выставка завершилась
Русский фотографический авангард 1920 —
Мэтры российской пикториальной фотографии — Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола и др. — были прекрасно вписаны в мировой художественный контекст и получали золотые и серебряные медали на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии. Пикториализм, зародившийся в мировой фотографии в конце XIX века, к середине
Круг тем в основном ограничивался традиционными для международного пикториализма пейзажем, обнаженной натурой, съемками старых усадеб и незатейливыми жанровыми сценами. Блестящее чувство композиции и виртуозная техника исполнения делали фотографов-пикториалистов желанными гостями на международных выставках и салонах. Любопытно, что много и охотно писавшая о них зарубежная пресса, как и советская критика, видела в них эстетическую оппозицию воинствующей советской идеологии. Так, один английский фотографический журнал после Парижского салона 1925 года отмечал: «Русские, каковы бы ни были их политические убеждения, в присланных ими снимках твердо стоят на традиционных границах».
Фотографы-пикториалисты подвергались яростным нападкам со стороны советских критиков, безрезультатно указывавших им единственный верный путь — социалистический реализм, подразумевающий, что «современная советская действительность такова, что смех, радость, улыбка являются характерными чертами нового быта», а «жизнь стала действительно замечательная».
С конца
Уже в 1935 году моральная травля деятелей искусств переходит в физические репрессии. Под абсурдным предлогом «распространение порнографии» Александр Гринберг направляется в сталинские лагеря. Обвинение последовало после выставки «Мастера советской фотографии», проходившей в 1935 году, на которую мэтр российской и мировой фотографии представил этюды обнаженной натуры. Одновременно в советской фотографии расправились и с темой ню. Василий Улитин потерял право на жизнь в столице. Практически все фотографы-пикториалисты лишились права заниматься профессиональной деятельностью. С конца
Несмотря на эти гонения, мастера русской пикториальной фотографии продолжали свою творческую деятельность. Так, Юрий Еремин, запершись в ванной комнате огромной коммуналки, тайком печатал тиражи своих любимых снимков в микроформате. Каждый из них мог стать уликой, достаточной для репрессий.
В 1928 году в журнале «Новый ЛЕФ» Александр Родченко вел полемику с пиктореалистами: «Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией «под живопись»... Мы обязаны экспериментировать». А в середине
В конце
С середины