Евгений Музалевский.
Торт бизешка. 2022.
Отражение. 2022.
Олгá. 2023.
Настя в окне. 2023.
Тридешка.2023.
Вышивка по мотивам работы художника выполнена и названа его мамой.
Предоставлено Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. Я + Ты. 2022. Холст, масло, масляная пастель. Предоставлено Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. Очень далеко в себе, в капсуле. На тебе синий, белый свет и глубокие тени. 2023. Холст, масло, масляная пастель. Предоставлено Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. Бабочка Таз. 2023. Холст, масло, масляная пастель. Предоставлено Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. Мой кот и ее муж. 2022. Холст, масло, масляная пастель. Предоставлено Alina Pinsky Gallery
до окончания выставки — 73 дня
Евгений Музалевский
Монохром, с мамой за спиной
17 сентября 2024 года в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается персональная выставка Евгения Музалевского.
Евгений Музалевский родился в 1995 году в поселке Алексеевка в Самарской области. Он начал свой путь в искусстве с фотографии, поступив в Школу Родченко. В 2017 году участвовал в групповой выставке Школы Родченко в МАММ «Непосредственная фотография: дневник и автопортрет.
Мастерская Игоря Мухина». Во время учебы у Музалевского проявился интерес к графике и живописи, и сегодня это основные медиа, с которыми работает художник.
В период обучения Музалевский начал вести дневники с зарисовками воспоминаний и событий, как говорит сам художник, «для сбрасывания образов». Это некий личный архив, дневник-автопортрет, который он всегда носит с собой.
Живое и выразительное творчество Музалевского в хорошем смысле эгоцентрично. Оно непосредственно связано с жизненным опытом художника. Осваивая в своих абстрактных композициях масштабную плоскость холста, он конструирует прежде всего пространство собственных смыслов, персональную мифологию, отталкиваясь от событий своей драматической биографии.
В 2020 году Евгений Музалевский продолжил обучение в Школе Искусств и Дизайна в Оффенбахе, Германия.
Первая большая персональная выставка художника состоялась в 2021 году в Alina Pinsky Gallery. В последние годы в творчестве Музалевского обозначился новый этап: по сравнению с ранними нервными, импульсивными и скорее интуитивными работами его холсты и графика становятся более структурированными. Они обретают упорядоченность, в них проявляется архитектоничность, в некотором смысле «витражность». У Музалевского появляется собственный словарь, набор определенных композиционных элементов — образов, которые, развиваясь и по-разному взаимодействуя друг с другом, создают своего рода «кладку» на плоскости холста.
Художник говорит: «Мне важно придумать свое собственное пространство картины, но оно всегда ускользает из виду. Обычно это — пространство в широком смысле: в последнее время — пространство пещер, различных миниатюр, моделей вселенных, фресок, построек. Да и на мое меняющееся понимание пространства влияют новые технические средства, холсты, среда, то, как и чем я пишу картину».
Экспериментируя с материалами, добавляя к живописи масляными красками пастель, художник добивается множественных вариаций оттенков внутри одного цвета. Использование сложных цветовых нюансов в рамках монохромной палитры порождает новое качество живописи Музалевского — светоносность.
Основу музейной экспозиции составляют монохромные работы 2022–2023 годов. Об этом периоде сам Музалевский пишет: «Оказавшись ненадолго в Италии, я увлекся кладбищенскими стеклянными светильниками и мхом, покрывающим стены. Я носил с собой мысли о мозаике и витражах, что изменило мое восприятие пространства и композиции в живописи и акварели. Тогда же я впервые стал работать с масляной пастелью. <…>
В 2022 году я решил двигаться в сторону черно-белой палитры. Я использовал масляную пастель, почти не прикасался к кистям, пользовался сухими тряпками для растирания изображения, словно археолог. Картины собирались коллажно, как конструкции, а не соединение двух разных материалов. Мне было трудно рефлексировать настоящее, поэтому я копался в прошлом, особенно в 1920–1940-х годах, и читал про обэриутов. Это напоминало заточение и архив. <…>
Черно-белые картины 2022 года — это не серия, а отдельный проект, где изображения выбивают равновесие друг из друга. В Санкт-Петербурге в 2023 году я писал большеформатные работы, специально нарезал холст, чтобы он напоминал дневник. Некоторые части картин я опускал, нарушая склейку при оформлении в раму».
Часть выставки посвящена результату творческого тандема Евгения Музалевского с его мамой, чей образ и размышления о которой перманентно присутствуют в работах художника. Все началось с определенного рода терапии, придуманной Евгением для мамы, находившейся в колонии общего режима. Удивительные, пронзительные, мастерски исполненные вышивки мамы художника повторяют серию вертикальных холстов сына.