Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Классики хорватской фотографии

Классики хорватской фотографии

Славка Павич. Композиция I, 1956.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Младен Тудор. Возвращение трудовых мигрантов,
1978. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Джуро Янекович.
Перед зданием фондовой биржи,
около 1934 г.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Милан Павич.
Стальные линии,
1962.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Тошо Дабац.
Дубровник,
около 1950.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Джуро Янекович.
Члены «Сокола» ждут своей очереди за трибунами,
1934.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Тошо Дабац.
На улице.
Загреб, Хорватия, около 1937.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Славка Павич.
Прогуливающиеся,
1957.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия Младен Тудор.
Загреб,
1967.
Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Славка Павич. Композиция I, 1956. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Младен Тудор. Возвращение трудовых мигрантов, 1978. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Джуро Янекович. Перед зданием фондовой биржи, около 1934 г. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Милан Павич. Стальные линии, 1962. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Тошо Дабац. Дубровник, около 1950. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Джуро Янекович. Члены «Сокола» ждут своей очереди за трибунами, 1934. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Тошо Дабац. На улице. Загреб, Хорватия, около 1937. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Славка Павич. Прогуливающиеся, 1957. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Младен Тудор. Загреб, 1967. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Москва, 28.06.2019—28.07.2019

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

В рамках XI международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019»
В рамках XI международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019»

Свернуть

О выставке

Классики хорватской фотографии

28 июня 2019 — 28 июля 2019

При поддержке: Mastercard
Куратор: Дуня Некич

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Музей искусств и ремесел, Загреб представляют выставку «Классики хорватской фотографии».

Выставочный проект, посвященный истории хорватского фотоискусства, включает в себя 80 работ главных художников этой страны. Среди них — произведения Тошо Дабаца и Джуро Янековича 1930-х годов, снимки Милана и Славки Павичей 1950-х, а также документальные кадры Младена Тудора, сделанные в 1970–80-е.

Историю и развитие хорватской фотографии можно проследить практически от ее истоков. В 1839 году Луи Дагер представил Французской академии свое новое изобретение, а уже в 1840 году появилась запись о первом хорватском дагеротиписте Деметре Новаковиче, который учился в Париже у самого Дагера. Благодаря Новаковичу первые изображения Загреба появились даже раньше, чем снимки многих других европейских столиц.

До 1918 года Хорватия была частью Австро-Венгрии и находилась под прямым влиянием Вены, в том числе в области изобразительного искусства и фотографии. Если в эпоху модернизма главенствующим направлением в хорватской фотографии был пикториализм, то во время Первой Мировой войны важнейшим жанром стала фотожурналистика, позволявшая документировать события и оперативно передавать их с полей военных действий для публикации в периодических изданиях.

В период между войнами наибольшей известности в области фоторепортажа достиг Франьо Мосингер, став первым газетным редактором отдела фотографии. Кроме того, именно благодаря его усилиям в 1930 году в Загребе была организована выставка «Фильм и фото», на которой были представлены работы ведущих мировых фотографов-авангардистов: Карла Блоссфельда, Андре Кертеша, Ман Рея, Александра Родченко и др. Выставка вызвала небывалый всплеск интереса к фотографии, как среди профессионалов, так и среди любителей.

Наиболее ранние произведения, представленные в экспозиции «Классики хорватской фотографии», относятся к 1930-м годам и принадлежат фотожурналисту Тошо Дабацу (1907–1970). Еще на заре своей карьеры Дабац принял участие в престижном Международном фотографическом салоне в Филадельфии наряду с такими звездами, как Анри Картье-Брессон, Маргарет Бурк-Уайт, Ласло Мохой-Надь и др. Начав творческий путь с создания художественного фильма «Водичка для куража» (1929), в 1932 году Дабац становится фоторепортером и работает в этой профессии до 1947 года. В своих снимках он предстает как историк загребского уличного быта и определяет социальное направление хорватской фотографии, особенностью которой является соединение художественного и документального качеств.

Джуро Янекович (1912–1976) также является одним из первых профессиональных фоторепортеров Хорватии и помимо этого — первопроходцем в работе с цветом.

В снимках Янековича отчетливо видны авангардистские тенденции и особенно — близость к эстетике «новой предметности». Двойная экспозиция, выраженный верхний и нижний ракурс съемки, диагональная экспозиция — вот те приемы, которые использует Янекович. Особый интерес представляют ночные съемки, где автор экспериментирует с множественностью планов.

Янекович начал профессионально работать фотографом еще студентом, во время учебы на факультете сельского и лесного хозяйства Загребского университета. В эти годы (1933–1935) он тесно сотрудничал с Тошо Дабацем. Сюжеты фотографий Янековича определялись тематикой иллюстрированных газет и журналов, с которыми он сотрудничал. В их число входили «Новости», «Крапива» и, прежде всего, «Кулисы» — журнал о театре, кино, фотографии, спорте и общественной жизни, выходивший два раза в месяц. В 1930-е годы Янекович становится членом Фотоклуба Загреба и вместе со своими коллегами принимает участие в выставках в Хорватии и за ее пределами. В конце 1930-х он оставляет фотографию ради преподавания и становится пионером хорватской агроэкологии. Его фотографическое наследие долгие годы оставалось забытым и теперь обретает вторую жизнь благодаря усилиям загребского Музея искусств и ремесел, в коллекцию которого работы Янековича поступили в 2003 году.

Творчество Милана Павича (1914–1986) — связующее звено между довоенной и послевоенной эпохами. Как фотограф Павич сформировался в 1930-е годы. Ключевое влияние на него оказала эстетика «новой предметности» и идеи Баухауса. При этом основную часть его наследия составляют фотографии, созданные в 1950–60-е годы, в период послевоенного восстановления Хорватии. Строительство мостов, спуск на воду кораблей, прокладка новых дорог, снятая с воздуха, — вот те сюжеты, к которым он обращается, используя формальные приемы предшествующей эпохи и задействуя языковой арсенал конструктивизма.

Его жена Славка Павич (род. в 1927) тяготеет к «субъективной фотографии», которую Отто Штайнерт, основоположник этого направления, определил как «все многообразие личных подходов к созданию фотографии — от беспредметной фотограммы до глубоко психологического и получившего художественную форму репортажа».

Младен Тудор (род. в 1935) принадлежит к следующему поколению фотографов. Получив профильное фотографическое образование в загребской Школе прикладных искусств, с 1957 по 1974 годы он работает фоторепортером в различных изданиях, а в 1974-м становится свободным художником. Показанные на выставке снимки 1970–1980-х годов свидетельствуют о его близости эстетике неореализма. Сформированный им визуальный язык определял облик хорватской репортажной фотографии на протяжении тридцати лет.

Входящие в состав выставки произведения представляют собой оригинальную фотолетопись прошлого столетия, которая отражает основные художественные направления хорватской фотографии, формировавшиеся в тесной взаимосвязи с мировыми тенденциями в искусстве.

Проект представлен

Museum of Arts and Crafts, Zagreb

Стратегический партнер музея

MasterCard

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

InStyle


Информационные партнеры

Первый канал The Village Appolo RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Crocus TV Арт-Гид