Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Юозас Будрайтис - Объяснение в любви
Дорогие друзья!
12 ноября вход в музей бесплатный по предварительной регистрации на mos.ru

Юозас Будрайтис
Объяснение в любви
Коллеги по съемочной площадке в объективе актера и фотографа Юозаса Будрайтиса

Юозас Будрайтис.
Иннокентий Смоктуновский во время съемок фильма «Враги» (режиссер Родион Нахапетов). 
1977. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Владимир Зельдин во время съемок фильма «С тобой и без тебя» (режиссер Родион Нахапетов). Тверская область. 
1973. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Родион Нахапетов во время съемок фильма «Это сладкое слово - свобода!» (режиссер Витаутас Жалакявичус). Ялта. 
1972. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Марина Неелова во время съемок фильма «С тобой и без тебя» (режиссер Родион Нахапетов). Тверская область. 
1973, 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Актриса Эугения Плешките. 
1973. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Эугения Плешките, Регимантас Адомайтис, Бронюс Бабкаускас в время съемок фильма «Садуто-туто» (режиссер Альмантас Грикявичус). 
1973. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Регимантас Адомайтис, Ялта. 
1972. 
Собрание автора Юозас Будрайтис.
Лембит Ульфсак и Олег Видов во время съемок фильма «Легенда о Тиле» (режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов). 
1976. 
Собрание автора

Юозас Будрайтис. Иннокентий Смоктуновский во время съемок фильма «Враги» (режиссер Родион Нахапетов). 1977. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Владимир Зельдин во время съемок фильма «С тобой и без тебя» (режиссер Родион Нахапетов). Тверская область. 1973. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Родион Нахапетов во время съемок фильма «Это сладкое слово - свобода!» (режиссер Витаутас Жалакявичус). Ялта. 1972. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Марина Неелова во время съемок фильма «С тобой и без тебя» (режиссер Родион Нахапетов). Тверская область. 1973, Собрание автора

Юозас Будрайтис. Актриса Эугения Плешките. 1973. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Эугения Плешките, Регимантас Адомайтис, Бронюс Бабкаускас в время съемок фильма «Садуто-туто» (режиссер Альмантас Грикявичус). 1973. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Регимантас Адомайтис, Ялта. 1972. Собрание автора

Юозас Будрайтис. Лембит Ульфсак и Олег Видов во время съемок фильма «Легенда о Тиле» (режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов). 1976. Собрание автора

Саратов, 11.09.2016—5.10.2016

выставка завершилась

Саратовский Областной Дом работников искусств

ул. Соборная, 18

Поделиться с друзьями

Проект представлен Музеем «Московский Дом фотографии»

Проект представлен Музеем «Московский Дом фотографии»

Свернуть

Расписание выставки

  • 7.04.2010—25.04.2010

    Москва

    Галерея на «Мосфильме»

  • 5.08.2016—25.09.2016

    Рязань

    Рязанский хужожественный музей им. И.П.Пожалостина

  • 11.09.2016—5.10.2016

    Саратов

    Саратовский Областной Дом работников искусств

О выставке

Юозас Будрайтис (р. 1940) профессионально занимается фотографией с конца 1960-х гг. Получив юридическое образование в университете Вильнюса (1968), Будрайтис закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (1979). По приглашению своего сокурсника Йонаса Вайткуса, Будрайтис восемь лет (1981—1988) работал в Каунасском драматическом театре, где сыграл множество самых разных ролей.

Кинематограф вошел в жизнь Будрайтиса еще в годы учебы в университете. Тогда, в 1965-м, режиссер Витаутас Жалакявичус пригласил его на роль Йонаса в фильм «Никто не хотел умирать». Этот фильм — о событиях в Литве в послевоенные годы, — привлек внимание мировой публики к литовскому кино и сделал знаменитыми его создателей.

В середине 1960-х Юозас Будрайтис начал фотографировать на съемочной площадке. Так возникает серия портретов актрисы Джерлинды Копельман, с которой Будрайтис снимался в эстонском фильме «Девушка в черном» (реж. Вельё Кяспер, 1966)

Сотрудничество Будрайтиса с Жалакявичусом продолжилось в 1972 г., когда он был приглашен на роль Фелисио в картину «Это сладкое слово — свобода!». Съемки проходили в Крыму, Ялте и столице Чили, Сантьяго. И здесь Будрайтис не расстается с фотоаппаратом, снимает много и легко. Интересно, но «латиноамериканская» фактура удивительным образом проступает в его ялтинских снимках — палящее солнце, бродячие собаки на пустынных площадях, смуглолицые мужчины и женщины, среди которых мы не без труда узнаем Родиона Нахапетова и Ирину Мирошниченко.

В 1973 г. Будрайтис работает с Нахапетовым-режиссером в его первом полнометражном фильме «С тобой и без тебя» (роль хуторянина Федора Базырина). На съемках в Тверской области главной героиней фотографий Будрайтиса становится его партнерша по фильму — Марина Неелова.

Актер-фотограф — явление редкое, фотоаппарат чаще всего оказывается в руках режиссера или оператора, причем используется он ими, прежде всего, с прикладной целью — запечатлеть место действия или найти необходимый типаж. Камера Юозаса Будрайтиса не привязана ни к какой определенной съемочной точке: он легко меняет ракурс, масштаб, композицию, снимает как во время съемок, так и в перерывах. Он не боится приближаться к лицу актера вплотную, но - что не менее важно! — и актеры не боятся этого приближения. Безусловно, Будрайтис во многом воспринял и опыт «литовской» школы фотографии 1960—1970-х гг.: здесь и диагональные композиции, низкий ракурс, внимание к повседневной жизни, жанровые сценки, тонкий лиризм и метафоричность высказывания.

Сегодня особенно ценны фотографические портреты Будрайтиса, на которых мы видим тех, кто уже ушел от нас: Олега Янковского, Георгия Буркова, Иннокентия Смоктуновского, писателя Юлиана Семенова.

С 1996 г. Юозас Будрайтис является атташе по культуре посольства Литвы в России, однако он не прекращает сниматься («Классик», реж. Георгий Шенгелия, 1998; «Зимний роман», реж. Наталья Родионова, 2004), участвует в театральных проектах — комедии братьев Пресняковых «Паб» (реж. Кирилл Серебренников, 2008 г.), спектакле «Вишневый сад» финского режиссера Кристиана Смедса (2009).

Персональные выставки Будрайтиса-фотографа и художника прошли в Москве, Вильнюсе, Калининграде, Нижнем Новгороде, но это лишь небольшая часть его фотоархива, главное действующее лицо которого — кинематограф.