Юозас Будрайтис (р. 1940) профессионально занимается фотографией с конца 1960-х гг. Получив юридическое образование в университете Вильнюса (1968), Будрайтис закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (1979). По приглашению своего сокурсника Йонаса Вайткуса, Будрайтис восемь лет (1981—1988) работал в Каунасском драматическом театре, где сыграл множество самых разных ролей.
Кинематограф вошел в жизнь Будрайтиса еще в годы учебы в университете. Тогда, в 1965-м, режиссер Витаутас Жалакявичус пригласил его на роль Йонаса в фильм «Никто не хотел умирать». Этот фильм — о событиях в Литве в послевоенные годы, — привлек внимание мировой публики к литовскому кино и сделал знаменитыми его создателей.
В середине 1960-х Юозас Будрайтис начал фотографировать на съемочной площадке. Так возникает серия портретов актрисы Джерлинды Копельман, с которой Будрайтис снимался в эстонском фильме «Девушка в черном» (реж. Вельё Кяспер, 1966)
Сотрудничество Будрайтиса с Жалакявичусом продолжилось в 1972 г., когда он был приглашен на роль Фелисио в картину «Это сладкое слово — свобода!». Съемки проходили в Крыму, Ялте и столице Чили, Сантьяго. И здесь Будрайтис не расстается с фотоаппаратом, снимает много и легко. Интересно, но «латиноамериканская» фактура удивительным образом проступает в его ялтинских снимках — палящее солнце, бродячие собаки на пустынных площадях, смуглолицые мужчины и женщины, среди которых мы не без труда узнаем Родиона Нахапетова и Ирину Мирошниченко.
В 1973 г. Будрайтис работает с Нахапетовым-режиссером в его первом полнометражном фильме «С тобой и без тебя» (роль хуторянина Федора Базырина). На съемках в Тверской области главной героиней фотографий Будрайтиса становится его партнерша по фильму — Марина Неелова.
Актер-фотограф — явление редкое, фотоаппарат чаще всего оказывается в руках режиссера или оператора, причем используется он ими, прежде всего, с прикладной целью — запечатлеть место действия или найти необходимый типаж. Камера Юозаса Будрайтиса не привязана ни к какой определенной съемочной точке: он легко меняет ракурс, масштаб, композицию, снимает как во время съемок, так и в перерывах. Он не боится приближаться к лицу актера вплотную, но - что не менее важно! — и актеры не боятся этого приближения. Безусловно, Будрайтис во многом воспринял и опыт «литовской» школы фотографии 1960—1970-х гг.: здесь и диагональные композиции, низкий ракурс, внимание к повседневной жизни, жанровые сценки, тонкий лиризм и метафоричность высказывания.
Сегодня особенно ценны фотографические портреты Будрайтиса, на которых мы видим тех, кто уже ушел от нас: Олега Янковского, Георгия Буркова, Иннокентия Смоктуновского, писателя Юлиана Семенова.
С 1996 г. Юозас Будрайтис является атташе по культуре посольства Литвы в России, однако он не прекращает сниматься («Классик», реж. Георгий Шенгелия, 1998; «Зимний роман», реж. Наталья Родионова, 2004), участвует в театральных проектах — комедии братьев Пресняковых «Паб» (реж. Кирилл Серебренников, 2008 г.), спектакле «Вишневый сад» финского режиссера Кристиана Смедса (2009).
Персональные выставки Будрайтиса-фотографа и художника прошли в Москве, Вильнюсе, Калининграде, Нижнем Новгороде, но это лишь небольшая часть его фотоархива, главное действующее лицо которого — кинематограф.