© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
© Джозеф Кошут
выставка завершилась
МАММ представляет первую в России персональную выставку Джозефа Кошута — одного из пионеров концептуального искусства, неоднократного участника Венецианской биеннале и «Документа», обладателя почетной докторской степени «Laurea Honoris Causa» Университета Болоньи, золотого ордена почета Австрийской республики за достижения в науке и культуре, члена Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии.
Кошут живет и работает в Нью-Йорке и в Лондоне, его работы входят в собрания крупнейших музеев США, Европы, Азии и Австралии. Открывшаяся в 2009 году в Лувре инсталляция Кошута «ni apparence ni illusion» («ни видимость, ни иллюзия»), размещенная на стене XII века старого Луврского дворца, стала частью постоянной экспозиции музея, а в 2015 году инсталляции Кошута украсят четыре башни фасада Национальной библиотеки в Париже.
Самыми значительными проектами Джозефа Кошута за последнее десятилетие являются: выставка «„(В ожидании...) никчемных текстов“ Сэмюэла Беккета, в игре» в Австралийском центре современного искусства Мельбурна (2010), «Дом конструктивизма» в Цюрихе (2011); «Зигмунд Фрейд и игра на границе репрезентации» — 21er Haus (филиал Австрийской галереи Бельведер), совместно с Музеем Зигмунда Фрейда (Вена, 2011), приуроченная к 75-й годовщине смерти Фрейда.
Проект — «AMNEZIYA» продолжение масштабных выставок неоновых работ Кошута «Insomnia: Assorted, Illuminated, Fixed» и «Amnesia: Various, Luminous, Fixed», показанных в галерее Sprüth Magers в Берлине и Лондоне в 2013–2014 годах.
Выставка «AMNEZIYA» представляет неоновые работы Джозефа Кошута, созданные в период между 1965 и 2011 годами. Это — хроника исследований в области языка и смыслового значения, которым Кошут занимается на протяжении почти пятидесяти лет. Кошут начал работать с неоном в 1960-е годы (после чего к неону стали обращаться и другие художники — Брюс Науман, Марио Мерц и Кит Соньер). Неон стал для Кошута формой «публичного письма», свободного от ассоциаций с высоким искусством. На выставке будет представлено 40 неоновых работ художника, включая одну из первых — «Пять пятерок (Дональду Джадду) [оранжевый]» (1965), а также недавние произведения — в частности, три объекта из «беккетовской» серии (2011) и «Одиссей, 18 названий и часов» (1998).
В своем знаменитом эссе 1969 года «Искусство после философии», Кошут утверждал, что традиционный художественно-исторический дискурс подошёл к концу. «Быть художником сегодня», писал Кошут, «означает задавать вопросы о природе искусства». Художник стремился показать, что искусство заключается не в самом объекте, а в идее или концепции работы. Обращение Кошута к концептуальному искусству, лишенному всех морфологических признаков — интеллектуальная провокация, в результате которой слова заменили образы и объекты.
В 1960-е годы Кошут создает работы, используя текст и фотографию. Работа «Фетишизм (Исправлено)» (1988), посвященная Фрейду — исследование смыслов, заложенных в психоаналитических текстах, на примере увеличенной репродукции первой страницы статьи Зигмунда Фрейда «Фетишизм», испещренной исправлениями автора. Кошут переводит эти исправления в голубой неон и размещает на стене вокруг страницы, заключенной в рамку. Таким образом, он подчеркивает процесс превращения текста в артефакт, а артефакта — в произведение искусства.
В экспозицию также вошли три работы из новой серии «Беккет» (2011), выполненные из теплого белого неона. Кошут использует фрагменты двух произведений Беккета — знаменитой пьесы «В ожидании Годо» и рассказа «Никчемные тексты». Для Кошута и Беккета в равной мере характерен интерес к языку, к его способности скрывать и раскрывать смысловые значения в процессе образования новых смыслов. Но если подход Беккета состоит в том, чтобы исследовать смыслы через их отсутствие, то Кошут настаивает на присутствии смыслового значения и исследует процессы его производства художником и зрителем.
Кроме того, на выставке представлена известная работа Кошута «Одиссей, 18 названий и часов» (1998), созданная под впечатлением от модернистского романа Джеймса Джойса «Улисс».