Джонатан Торговник. Говинда и Сунали Бендре в песенном эпизоде на съемках «In the Land Where the Ganges Lives» («В стране, где течет Ганг»), Паньгани, Махараштра. Как в большинстве песен на хинди, для музыкального номера важно месторасположение. 2000. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Так же, как в поездах есть специальные купе для женщин, так есть и отдельные женские прилавки билетных касс. Это отвечает социальной норме, согласно которой для женщины не должно возникать необходимости подходить на близкое расстояние к незнакомым мужчинам. 2002. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Передний ряд кинотеатра New Shirin в Мумбаи (Бомбей) во время показа фильма. Кинозал разделен на секции и отличается ценой на билеты. Те, кто сидят в первом ряду, считаются самыми большими фанами. 2002. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Актрисы Маду и Урмила обнимаются, а человек из съемочной группы заслоняет свет камеры черной тканью, которую он держит в руке. Так как в Индии труд очень дешев, этот рабочий служит в съемочной группе «флагом» для блокировки света. 1997. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Рабочий передвижного кинотеатра Amar, перематывающий бобины кинопленок в промежутке между показами на берегу реки, где кинотеатр разместился в деревне Палли. 2002. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Во дворе кинотеатр «Рупам» в Шеннаи (Мадрас). Мальчик протягивает руку, пытаясь дотронуться до губ актрисы, его любимой кинозвезды, нарисованной больше чем в натуральный размер. 1997. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Билбоард с рекламой фильма «Pukkar» - и слон в потоке машин в час пик на Juhu Beach Road, Мумбаи (Бомбей). 2000. Представлено Admira, Милан
Джонатан Торговник. Передвижной кинотеатр Amar, остановившийся в деревне Палли. Кисан, киномеханик, сидит на грузовике. 2002. Представлено Admira, Милан
выставка завершилась
Ул. Пречистенка, д. 19 (
время работы: вторник - бесплатное посещение, ср-чт, сб 12:00 - 20:00, пт 12:00 - 22:00, вс 12:00 - 19:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 637-25-69
При поддержке MOTOROLA.
«В Индии поход в кино — это целое событие: увидеть актеров, которые на экране больше, чем на самом деле, прожить несколько часов как во сне, отбросить повседневные заботы... Как в храм идут, чтобы почтить богов, так же в кино идут, чтобы восхищаться актерами, убивающими десятерых голыми руками и влюбленными в прекрасных героинь. Это действительно своего рода религия».
Кино masala (рецепт народный, основные ингредиенты: действие, романтика, насилие, музыка, танцы и мораль) собирает в Индии миллионы зрителей ежедневно. Эта цифра выводит индийский кинематограф на первое место в мире среди производителей фильмов, обеспечивает работой пол миллиона индийцев и прозывается Болливуд. Этот феномен культуры поразил Джонатана Торговника (Израиль, 1969) в его первое путешествие по Индии и вызвал желание глубже исследовать составляющие киноидустрии в последующих многочисленных поездках, тем более что личные знакомства открывали дорогу как на съемочную площадку, так и за кулисы.
В отличие от других работ, посвященных этой теме, в своем исследовании Торговник решил преодолеть простенькую иронию западного человека в адрес национально-народного кинематографа, всегда воспроизводящего самого себя, предсказуемого и одновременно невероятного. Торговник уделил внимание каждой составляющей этого феномена, а его позиция, сочетающая любознательность и уважение, позволила осуществить настоящее антропологическое расследование — серьезное и вместе с тем увлекательное.
Джонатан Торговник начинает со знакомства с сутью дела: приходит на съемочные площадки крупных производителей, фотографирует мизансцены иглавных героев, сбитый с толку тысячами лиц и невероятных коллизий. Создатели этих кинолент — чего-то среднего между мюзиклом и кино-эпосом — зачастую вдохновляются социальными и традиционными вопросами: в центре истории оказывается семья, находят отражение те или иные особенности индийского общества. Здесь нет претензии на реалистичность, — отнюдь. Важнее способность задеть самые чувствительные струны в душах зрителей, готовых благоговеть перед актерами, играющими главных героев. Лица кино-див грозно нависают с рекламных щитов; плакаты, нарисованные вручную и представляющие публике свежую продукцию, заполняют городские улицы. Торговник показывает, насколько они внушительны и грандиозны, но он документирует также и ту работу, которая стоит за всем этим — в мастерских, где сотни художников создают завораживающие образы кино-звезд. Но дело не ограничивается съемочной площадкой и «звездизмом», миф поддерживается буквально всем вокруг. Например, преданностью зрителей, которые усаживаются в длинные очереди у билетных касс задолго до начала зрелища. Или невероятной одиссеей странствующих кинотеатров — маленьких грузовичков, увозящих волшебные кадры на край света, в далекие деревеньки, за много дней пути от ближайшего кинозала. Бродяги от кинематографа перевозят на четырех колесах все необходимое для монтажа: зал с огромным экраном под навесом, где могут разместиться сотни зрителей. В фургоне — проектор, скудные постельные принадлежности странников и различные приспособления, например, монтажное устройство для ручной перемотки пленки после каждого показа.
Джонатан Торговник оживляет для нас этот мир и предлагает максимум информации, чтобы мы могли воспринять его не только на уровне банальностей и примитивизма общих мест. Он работает над этой темой пять лет, мотаясь туда и обратно между Индией и Нью-Йорком, где он живет: «В кино-индустрии все происходит очень медленно, все тянется бесконечно долго. Все время приходится ждать, особенно — приезда главной звезды, которая всегда опаздывает, потому что снимается сразу в нескольких фильмаx». Актеры, которых почитают как богов, имеют такое влияние на массы, что их часто приглашают в политические партии: «Тем не менее, кино остается священной землей, на которую политические конфликты не проникают. Например, многие особенно известные звезды исповедуют ислам, и это в стране, где мусульмане составляют меньшинство по сравнению с индуистами. Но когда речь заходит о кино, все это не имеет никакого значения, этно-социополитические стороны никого не интересуют. Этот пример может дать представление о мощи кинематографа».
Энрика Вигано