Жак-Анри Лартиг. Биби у доктора Букара. Робинсон, октябрь 1926. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Биби в ресторане Еден Рок. Мыс Антиб, 1920. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. По направлению к Бордо, 1924. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Убу и Биби по пути между Лурд и По. Апрель 1925. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Биби. Обустройство моей новой квартиры в Нейи в стиле Джо Буржуа. Июль 1927. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Пьер, Вера и Арлет. В сторону островов, Канны, май 1927. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Биби, Фредди и Марго, Экс-ле-Бен, июль 1928. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
Жак-Анри Лартиг. Биби, Марсель, 1928. © Ministère de la Culture-France/AAJHL
выставка завершилась
Достаточно одного взгляда на фотографии Жака-Анри Лартига (1894-1986), чтобы почувствовать, что он прожил необыкновенную жизнь. Ему удалось создать уникальную фотолетопись эпохи. ХХ век, глазами легендарного французского фотографа и художника — это, прежде всего, «Belle Epoque» — золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, время великих открытий в науке, это расцвет искусства и литературы, кино и фотографии, это время аристократов, кинозвезд и художественной богемы. На снимках Жака-Анри Лартига, одного из пионеров жанра светской хроники, наряду с завсегдатаями вечеринок на Лазурном берегу, можно увидеть Пабло Пикассо, Жана Кокто, Кеса ван Донгена, Ганса Абеля, и др. При этом, Лартиг всегда был равноправным участником приемов, прогулок на яхтах, катания на лыжах и т. д. Он фотографировал людей своего круга, что придает его снимкам очень личный, «семейный» оттенок.
Жак-Анри Лартиг родился в одной из самых состоятельных семей Франции. Его отец — известный предприниматель, увлекался фотографией и познакомил своего сына Жака с тайнами фотосъемки и печати. Неслучайно, самым сокровенным желанием юного фотографа была собственная фотокамера. В 1901 году он получил первый в своей жизни громоздкий фотоаппарат на деревянном треножнике, а чуть позже — ручную фотокамеру, которой можно было делать практически репортажные снимки. Лартиг был одинаково увлечен и черно-белой, и цветной фотографией, его эксперименты с цветом сегодня признаны одними из лучших автохромных фотографий своего времени.
Счастливое детство наделило Жака-Анри Лартига удивительной способностью восхищаться миром и людьми, искренностью и непосредственностью в изображении своих героев. Как истинный аристократ он никогда не был амбициозен и не искал признания, слава и признание пришли к нему поздно: в 1962-м году в Нью-Йорке, 68-летний фотограф встретился с великим куратором МoМА Джоном Шарковски, и показал ему свои фотографии — результатом стала первая ретроспективная выставка Лартига в 1963 году.
На выставке в МАММ представлены работы Жака-Анри Лартига, относящиеся к двадцатым годам ХХ века — периоду, связанному с именем Мадлен Мессаже по прозвищу «Биби» — жены фотографа и матери его единственного сына Дани. Жизнерадостная Биби служила опорой восприимчивому и беспокойному Лартигу, воспевшему ее безмятежность, искренность и силу на своих снимках.
Перед нами своего рода семейный фотоальбом, листая страницы которого мы наблюдаем за всеми перипетиями светской жизни Жака-Анри Лартига, Биби и их друзей: вечеринками, поездками в Довиль, Санкт-Мориц, Шамони, на Берег басков и на Лазурный берег. Это было время, когда Лартиг пытался сделать карьеру живописца и обрести финансовую независимость. Сомневаясь в собственных силах, и в то же время, стараясь не показывать это, он с удвоенной энергией и удовольствием веселился и кутил, наслаждаясь всеми соблазнам своего времени. В 1930 году Биби рассталась с мужем. Фотограф глубоко переживал уход жены, не находя ему объяснения.