Владислав Бороздин. Водные процедуры после парилки. Пермь. 1980-е. Агентство «ФотоCоюз». © Владислав Бороздин
Валерий Генде-Роте. В сауне бассейна «Москва». Москва. 1957. © Валерий Генде-Роте
Валерий Генде-Роте. В сауне бассейна «Москва». Москва. 1957. © Валерий Генде-Роте
Борис Михалевкин. После баньки. Ленинградская область. 1981. Агентство «ФотоCоюз». © Борис Михалевкин
Борис Михалевкин. После баньки, пятнадцать лет спустя. Ленинградская область. 1996. Агентство «ФотоCоюз». © Борис Михалевкин
Юрий Полыгалов. Пятница – мужской день. Триптих. Соловки. 1980-е. Агентство «ФотоCоюз». © Юрий Полыгалов
Елена Скибицкая. В бане. Старый Петергоф. 1988. Агентство «ФотоCоюз». © Елена Скибицкая
Сергей Васильев. Из серии «В сельской бане». Челябинск. 1960-е. Частное собрание. © Сергей Васильев
Сергей Васильев. Из серии «В сельской бане». Челябинск. 1960-е. Частное собрание. © Сергей Васильев
выставка завершилась
ул. Солянка, д.1/2, стр.2
вход с ул. Забелина
12.00–20.00,
кроме понедельника
Существуют вещи, которые объединяют людей вне зависимости от их социального статуса или материального достатка, и это не великолепные произведения искусства или же достижения человечества в научной сфере. Это быт. Быт, который, по большому счету, составляет бытие. Начало третьего тысячелетия в российской культуре, отойдя от крупных, монументальных обобщений ознаменовалось пристальным интересом ко всем сторонам частной жизни, подробному исследованию вроде бы незначительных проявлений человеческого быта. Искусство же, наряду с поиском новых путей, одновременно стало обозревающим, подводящим итоги. Бытовая сторона жизни человека, являясь артефактом, нашла отражение в большинстве произведений искусства, и фотография не явилась исключением.
Московский Дом фотографии, на протяжении всего существования, наряду с экспозициями современных авторов, всегда старался делать крупные выставки-ретроспективы, касающиеся различных аспектов человеческого существования. Первой из них была выставка «Русское застолье», затем «Пляжный роман» и, наконец, третьей ретроспективой явилась экспозиция «Иди в баню»
Никто точно не знает, где и когда зародилась банная традиция. Ясно одно — баня является неким символом развития человеческой цивилизации. Для российского человека, как жителя холодной страны, кроме бытовой стороны, баня имела культовое значение — с баней связано множество легенд, суеверий, обычаев. Мифы переплетались с реальным традиционным укладом. Субботний поход в баню имел, кроме бытового, сакральное значение.
С развитием урбанистической культуры и «бегством» людей в города, с появлением ванны и душа, роль бани отступила на какое-то время и стала соотноситься лишь с банальной гигиенической процедурой, утратив свою ритуальную часть. Но сейчас мы можем наблюдать некую трансформацию: баня стала исполнять роль своеобразного клуба, где люди ставят на первое место общение.
Можно сказать, что нет ни одного профессионального российского фотографа, который бы за весь свой творческий путь не прикоснулся бы к этой благодатной теме. На выставке классики мировой величины, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Карл Булла соседствуют с современными авторами Виктором Ахломовым, Сергеем Вороновым, Сергеем Васильевым, Анатолием Ериным, Владимир Филоновым и многими другими. Более трехсот разноплановых, но одинаково интересных фотографий составили такой притягательный и родной мир русской бани.
Куратор выставки Сергей Бурасовский