Эдвард Штайхен. Дуглас Фербэнкс, Младший, и Джоан Крофорд. 1931. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
Эдвард Штайхен. Поль Робсон. 1932. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
Эдвард Штайхен. Ширли Темпл. 1938. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
Эдвард Штайхен. Фред Астер. 1927. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
Эдвард Штайхен. Представляя Господина Чарльза Спенсера Чаплина. 1925. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
Эдвард Штайхен. Грета Гарбо. 1928. © Joanna T. Steichen. Courtesy George Eastman House
выставка завершилась
При поддержке MASTERCARD.
В 1923 г. журнал Vanity Fair, посвященный светской жизни, объявил американца (рожденного в Люксембурге) Эдварда Штайхена
Голливудские портреты Штайхена — больше, чем просто отражения человеческой индивидуальности. Они стали культурным явлением, выразив потребительскую одержимость американской публики всем, что связано со славой и успехом. В Америке двадцатых и тридцатых годов Голливуд был главной фабрикой развлечений, а его звезды — наиболее яркой и привлекательной продукцией этой индустрии. Тогда и зародился массовый энтузиазм по отношению к кино. Великая депрессия тридцатых годов заставила американцев искать убежище в темном, фантастическом мире кинотеатра. Картинки, разворачивающиеся на экране, помогали забыться, уйти от тягот повседневной жизни.
Беря на работу Эдварда Штайхена, Конде Наст понимал, что его журнал получит опытного мастера художественной фотографии, который, кроме того, инстинктивно чувствовал возможности фотографии как масс-медиа, осознавал ее общественное значение, ее коммерческую ценность и влияние, особенно если она была эстетически убедительна. Смешение коммерческого и художественного помогло Штайхену добиться громкой славы в Vanity Fair. В своих голливудских портретах он создавал образы — ауры славы, роскоши, моды и стиля, которым не было равных. Он привнес театральное освещение и передовые для своего времени дизайнерские приемы, почерпнутые из основных художественных течений тех лет, — например, обтекаемые линии ар деко или кубистические конструкции. Тем самым Штайхен избавился от избитых штампов прошлого, и его работы стали выглядеть современно. Как можно увидеть на выставке, он придавал иллюзорной славе почти мифологический размах, создав бессмертные работы, которые в американском общественном сознании до сих пор остаются иконами.
В архиве фотографий «Джордж Истман Хаус» хранится большая коллекция работ Эдварда Штайхена, созданных для Vanity Fair и Vogue. В 1979 г., по завещанию фотографа, ее передала в музей Джоанна Т. Штайхен. Каталогизация этой обширной коллекции была завершена в 1995 г., при помощи гранта от Национального фонда поддержки искусств. Информация о работах, представленных на этой выставке (биографические подробности о карьере моделей, время публикации и названия фотографий) взята из материалов данного исследования. Как могут заметить посетители, хотя все выставленные портреты были сделаны Штайхеном для Vanity Fair, редактор оставлял за собой право не публиковать некоторые из них на страницах журнала.
Тереза Маллигэн,
куратор по фотографии,
Джордж Истман Хаус,
Рочестер, штат Нью-Йорк