Хайн Горни. Без названия (Воротнички). 1928 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Чулки “Rogo”). Около 1935 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Сигареты). Около 1930 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Упаковка мела). 1931 – 1938 гг. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Старый хлорино-меловый цех. около 1935. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Катушки и бобины). около 1943 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Штемпельные подушечки и чернила). 1931 – 1938 гг. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Обои “Norta”). Около 1931 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Без названия (Открытая книга). Около 1930 гг. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Щелочная башня. Около 1935 г. © Hein Gorny ─ Collection Regard
Хайн Горни. Автопортрет, около 1936. © Hein Gorny - Collection Regard
выставка завершилась
В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016» МАММ представляет выставку классика немецкой промышленной и коммерческой фотографии 1-й половины XX века — Хайна Горни из собрания Фонда «Collection Regard».
В экспозицию вошли знаменитые снимки, созданные Горни по заказу крупнейших индустриальных компаний того времени, каждая из которых принадлежала к числу лидеров в своем сегменте рынка, например: «Пеликан» (фирма-производитель канцелярских товаров), «Бальсен» (фабрика печенья), «Рого» (чулочная фабрика), «Блаупункт» (компания-производитель аудио-техники), «Фельдмюле» (бумажная фабрика), «Норта» (производитель обоев), «Всеобщая электрическая компания» (AEG) и др.
Хайн Горни (1904–1967) увлекся фотографией в 20-е годы. Огромное влияние на его творчество оказали идеи Дойче Веркбунда и Баухауза. Дойче Веркбунд (Немецкий производственный союз) объединял ведущих архитекторов, художников, ремесленников и промышленников, в стремлении совместить искусство и дизайн с массовым индустриальным производством. Баухауз — художественное объединение, возникшее в стенах Высшей школы архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства в 1919 году. Последователи движения, вдохновителем которого был Вальтер Гропиус, разрабатывали эстетику функционализма, также настаивая на принципе равенства между прикладными и изящными искусствами.
Тысяча девятьсот двадцать девятый год, когда Дойче Веркбунд организовал масштабную международную выставку «Кино и фотография», познакомившую публику с различными направлениями современной авангардной фотографии, по праву можно считать Годом фотографии в Германии. Важное место на выставке занимали работы представителей «нового видения» (Ласло Мохой-Надь), исследовавших границы визуального опыта, экспериментируя со светом и материалами, а также фотографии последователей направления «новой вещественности» (Альберт Ренгер-Патч), стремившихся использовать все особенности фотографической техники для объективного изображения реальности.
Хайну Горни, который зарегистрировал свое предприятие как коммерческий фотограф в знаковом 1929 году, удалось объединить в своем творчестве основные принципы этих направлений, выработав свой собственный стиль. Новый взгляд на мир и новые методы изображения индустриальных сюжетов, особенно ярко проявились в его экспериментах с макрофотографией, позволившей ему добиться баланса между корректным отображением формы в духе «новой вещественности» и формальной абстракцией в духе «нового видения». Что бы ни фотографировал Горни, изображенные объекты всегда узнаваемы, а композиции построены на изысканной игре света и тени.
Использование макросъемки и принципа серийности давало возможность подчеркнуть форму и конструкцию изображенных объектов. Важной задачей для художника было создание ясного и узнаваемого образа, позволяющего зрителю моментально оценить представленные продукты с точки зрения их назначения и качества.
Другой важной составляющей коммерческих съемок Хайна Горни был сам производственный процесс. Такие работы акцентировали внимание на условиях труда и современном архитектурном окружении, демонстрируя прогрессивность и социальную ответственность компании.
Крупнейшие заказчики Горни также разделяли ценности Веркбунда и Баухауза, это проявлялось и в архитектуре новых заводов и фабрик, и в дизайне рекламируемых ими изделий, и в способах визуальной репрезентации, которым полностью соответствовали оригинальные идеи Хайна Горни, что позволило ему стать одним из самых успешных фотографов своего времени.
Генеральный информационный партнер |